Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»
Занятия по Музыке
Автор: Черепанова Светлана Александровна   
30.04.2020 16:52

«Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»«Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников»

Автор: Черепанова Светлана Александровна, музыкальный руководитель, МАДОУ «ДС № 31 г. Челябинска»

По утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, понятие «неразвивающаяся способность» само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности, основ его музыкальной культуры.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте. Поэтому важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

 

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Через приобщение к музыкальному искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех музыкального развития детей зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а также от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому задача педагогов дошкольного учреждения – установить взаимодействие и организовать совместную работу для полноценного развития ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей. Современные мамы и папы в силу своей занятости перекладывают ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, детский сад, школу. В связи с этим, необходимо ставить такие задачи, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать посредством музыки.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС дошкольного образования родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

В связи с этим в своей работе с родителями я выделила основные направления взаимодействия:

  1. Информационно-аналитическое
  2. Познавательное
  3. Наглядно-информационное
  4. Досуговое

Основной целью информационно-аналитического направления является изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов, с целью обеспечения дифференцированного подхода в работе с семьей.

С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье, выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания, готовности родителей к сотрудничеству, проведения анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье мною было проведено анкетирование родителей. В опросе участвовало 53 человека. Им было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, разработанной мною.

Обработав результаты проведённого анкетирования, я сделала следующие выводы. К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. Всего 24% родителей когда-то занимались музыкальными видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой забавой, всё же в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в детском саду, так и в семье — 92% родителей.

Приятно отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальном занятии в ДОУ?» большинство родителей дали положительные ответы: «да» или «почти всегда» — 75%. 38% детей любят устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный в детском саду.

Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе музыкального воспитания детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для развития детей в музыкальной деятельности в большинстве семей (69%). Лишь в двух семьях практикуется посещение театров, концертов (4%), большинство же ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями (87%). Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.

Мною отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного музыкального обучения (79%). Родители редко поют или танцуют вместе с детьми, несмотря на то, что 39% родителей в разной степени владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, в остальных случаях в семьях недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать развитие музыкальных способностей ребёнка.

Так же выяснилось, что родители почти не заботятся о создании музыкальной среды дома: только 5% детей имеют настоящий музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон), лишь в 33% семей имеется специально подобранная детская видео- и аудиотека, а у 17% детей не имеется ничего. Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства дошкольников (82%), способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать их музыкальные способности. (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).

Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), практические занятия (30%), подбор литературы по этому вопросу (12%). 98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом!

Главной целью познавательного направления я считаю повышение музыкальной культуры родителей.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
  • развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);
  • способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс развития музыкальных способностей, формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.

В моей практике наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, беседы, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье. Важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)

Исходя из проведённого анализа анкет, я наметила новые формы и методы участия родителей в образовательной деятельности нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений:

  • индивидуальные беседы и консультации,
  • дни открытых дверей,
  • анкетирование,
  • тематические родительские собрания,
  • фоторепортажи,
  • музыкальные концерты,
  • совместные праздники родителей с детьми.

Конечно, основные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаются, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:

  • Знать программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе музыкальных, хороводных игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен, и др.)
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
  • Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.

Таким образом, если правильно и в системе «музыкальный руководитель – воспитатель – родитель» выстраивать работу по музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей.

Вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения – основная цель наглядно-информационного направления.

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители узнавали о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое данное мероприятие требовало тщательной подготовки: определялось содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбирались примеры из занятий, литературных источников, оформлялись наглядные пособия, разрабатывались рекомендации.

Самой распространённой формой наглядной агитации являются папки-передвижки. В них представлены расписание музыкальных занятий, размещается перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно познакомили родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, давали информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкального занятия в детском саду. Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная жизнь группы», «На празднике нашем мы поём и пляшем», «День защитника отечества» и др., особенно привлекали внимание пап и мам. Они сопровождались небольшими стихотворениями, краткой информацией.

Главной целью досугового направления я считаю совместное создание музыкальной развивающей предметно – пространственной среды в детском саду и дома.

Я уверена, что традиционные праздники в детском саду станут эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С этой целью нами проведены ряд таких праздников как: «День защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «Зимние колядки», «Встреча весны» и т.д. Родители в таких праздниках были полноправными участниками – от идеи до воплощения:

  • происходил обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • разучивались стихи, песни, танцы, проходила работа над ролью, придумывались сказки, истории;
  • подготавливались отдельные номера;
  • шились праздничные костюмы, подготавливались реквизиты;
  • оказывалась помощь в оформлении помещения;
  • оказывалась помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Участие родителей в подготовке к районным конкурсам, выступления на творческих конкурсах, концерты, выступление артистов театров в ДОУ невозможно реализовать без участия родителей. И всё это способствует духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка. Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на танец, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх.

В этом году впервые в нашем ДОУ состоялся конкурс «Голос. Дети». В подготовке и проведении этого конкурса приняли участие родители группы: изготовили статуэтки с эмблемой конкурса, подготовили костюмы для выступления, приняли участие в составе жюри, приготовили памятные подарки с логотипом конкурса. Концерт получился красочным, интересным, творческим, креативным и эмоционально-насыщенным.

Итак, воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Литература

  1. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001. — 240 с.
  2. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика. / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  5. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ/ О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год