Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Музыка в жизни ребенка в течение дня
Занятия по Музыке
Автор: Сингосина Ирина Владиславна   
22.03.2020 22:49

Музыка в жизни ребенка в течение дняМузыка в жизни ребенка в течение дня

«Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело»

Лев Семенович Выготский

педагог, психолог

Ошибочно было бы считать, что музыкальным воспитанием детей в детском саду занимается только музыкальный руководитель. Умения организовывать различные виды музыкальной деятельности детей: слушание музыки, игры с использованием музыки, инсценировки и т.п. входят в перечень квалификационных требований к воспитателю. Поэтому сейчас я обращаюсь к воспитателям.

Вы много времени проводите с детьми, хорошо знаете их привычки, склонности и настроения и можете почувствовать необходимость звучания музыки в режимных моментах дня.

А так ли важна музыка?

 

Скачать конспект

Когда-то древние греки открыли лечебный эффект музыки. В наше время к музыкотерапии тоже относятся серьезно.

Ученые выяснили, что музыка успокаивает и стимулирует сердцебиение ребенка в утробе матери, недоношенные дети, которым включают классическую музыку, быстрее набирают вес, а у детей, которые занимаются музыкой, лучше развита моторика, математические способности и легче дается чтение.

Получается, музыка положительно влияет на человека. И на его здоровье, и на развитие. А раз так, значит, мы должны в музыке разбираться, и она должна быть ПРАВИЛЬНОЙ.

Но начнем с «неправильной».

В музыке существуют разные жанры и воздействие их разное.

Например, и речи быть не может, чтобы включать ребенку тяжелый рок. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.

«Неправильная» музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.

Полистав форумы мам, я встретила возражения: «Среди рок-музыки есть шедевры!» Конечно, есть! Группы «Скорпионс», «АСDC», «Пинк флойд», «Дип Пепл» исполняли прекрасные баллады. Но речь не об этом! А о том, что есть тяжелая для восприятия ребенка музыка, а есть совпадающая с его биологическим ритмом. Как еда: для младенцев она одна, для взрослых – другая, и это мы не оспариваем.

Детские песня-танец-марш, с которыми мы знакомим детей на занятиях, как и народная музыка являются неотъемлемой частью музыкального развития. Но сегодня я сделаю акцент на классической музыке.

«Пресловутая» классика

По мнению ученых, человек положительно реагирует на музыку тогда, когда она состоит из периодически повторяющихся звуковых элементов и эти элементы взаимосинхронны.

Каждое музыкальное произведение, будь то классическая сюита или трек клубной танцевальной музыки, обладает своим собственным ритмом.

У людей тоже есть свой ритм – био. Человеческие биоритмы строго синхронизированы.

Немного интересной математики:

один дыхательный цикл (вдох-выдох) обычно соответствует четырем ударам сердца. А цикл распределения крови соответствует шестнадцати дыхательным циклам, четырем циклам изменения кровяного давления и шестидесяти четырем ударам сердца. Везде цифры кратные числу «два» и строгая синхронность в этих соотношениях.

Так вот свойства классической музыки подобны биоритмам человека.

Классическая музыка и ее периоды тоже взаимосинхронны. Эта их синхронизация имитирует здоровое состояние организма.

Когда все биоритмы строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в состоянии близком к блаженству.

Исследователи говорят, что произведения Моцарта активизируют интеллектуальную деятельность, а музыка Вивальди может вывести человека из подавленного состояния.

А все потому, что человеческий организм наиболее чутко улавливает именно классику, которая созвучна нашим внутренним биоритмам. Нужна ли классическая музыка нам и детям, сделайте выводы.

Когда же включать музыку детям?

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже настроения детей.

Например, утром в детском саду у детей свободное время. Если вы подберете определенную музыку и будете включать ее, когда детям пора готовиться к завтраку, то они непременно через какое-то время воспримут ее как сигнал к наведению порядка и начнут без вашей просьбы собирать игрушки.

Так же можно подобрать музыку и на время творческих заданий и поисков.

Как слушать музыку? Особенно детям.

Утром рекомендуется включать «солнечную» музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, лучше включать мелодичную композицию. Для приятного погружения в дневной сон включить релаксирующую, наполненную звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Для того, что бы минимизировать чувство тревоги, послушайте вместе с ребенком "Мазурки" Шопена и "Вальсы" Штрауса. Хотите, чтобы ребенок и вы расслабились — включите Дебюсси "Лунный свет". Для концентрации внимания лучше слушать Чайковского или Мендельсона.

Громкость.

Музыка должна быть ФОНОВОЙ, и ни в коем случае не препятствовать разговаривать детям друг с другом и с вами! Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для малышей подойдет и стилизованная

музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. (СD «Моцарт для малышей»)

Я провела некоторую работу, отобрала музыкальные произведения и распределила их вот в такую таблицу:

Напоследок я хотела бы поделиться некоторыми открытиями на своих занятиях преподавания классики детям-дошкольникам: знакомиться с тем или иным произведением классики приходят всей группой, я не делаю отбор детей, при этом, даже самые отьявленные непоседы слушают симфонии и смотрят балеты как заколдованные!

Подводя итоги, можно сказать, что музыка способна оказывать существенное влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя.

Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.

Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. И в наших силах помочь детям достичь состояния ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА и ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год