Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
Занятия по Музыке
Автор: Мишина Надежда Васильевна   
19.07.2019 16:26

Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.

1. Двигательная природа музыки.

Музыка развивается во времени и обладает движущейся природой. Для ее восприятия необходим определенный комплекс музыкальных способностей: восприятие высоты звуков, метрической пульсации, ритма, темпа, характера, динамики музыкального произведения.

Музыкальное восприятие у человека сопровождается изменениями мышечного тонуса. Психомоторные движения человека отличаются целостностью: самые тонкие микродвижения (пальцев) направляются более крупными мышцами и фактически всегда связаны со всей мышечной системой человека. На основе активной мышечной деятельности осуществляются все познавательные процессы. В движениях под музыку наиболее важны смысловые координации, выразительные движения, которые устанавливают связь между слуховым восприятием музыкального образа и исполнительными органами. Здесь следует подчеркнуть двухстороннюю связь между движениями конечностей тела и мозгом.

Единство музыки и художественного движения – трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запомнить движения. Так, влияя друг на друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма, координации, музыкальной памяти, развивают эстетический вкус, а двигательные импровизации воспитывают свободу воображения, фантазии, учат воспринимать музыку, как целостный музыкальный образ.

 Скачать конспект

2. Типы звуковедения в музыке и двигательное моделирование как способ их отражения в различных видах музыкальной деятельности.

Как известно, внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, его необходимо специально организовывать приемами наглядного обучения, что способствует развитию произвольного внимания. Естественной формой наглядности может стать двигательное моделирование, опирающееся на основные средства музыкальной выразительности. В основу движения положен жест, отмечающий равномерную пульсацию. Он показывает темп произведения (скорость показа движения), общий характер произведения (плавное или отрывистое движение), регистр (высотное положение рук).

Существует три основных типа движений и три способа звуковедения: легато – плавно, стаккато – отрывисто, маркато – подчеркнуто, тяжело.

Освоение детьми практического материала идет в разных вариантах: соединение пения и движения, движения с игрой на ДМИ и т.д.

Педагог дает задание по степени сложности, учитывая возможности каждого ребенка, используя дифференцированный метод обучения, постепенно активно направляя процесс музыкального развития детей.

Таким образом, разнообразные виды музыкальной деятельности, используемые на занятии (музицирование вокальное и инструментальное, восприятие музыки) объединяются с помощью наглядности двигательного моделирования, отражающего основные средства музыкальной выразительности. Процесс обучения на занятии, в результате, идет активно и целенаправленно.

3. Средства музыкальной выразительности как образный язык музыки.

Музыкальный образ создается в результате взаимодействия и синтеза всех средств выразительности (регистр, динамика, темп, лад, тип звуковедения). Все знания детям даются в опоре на музыку, а использование в обучении наглядных приемов, музыкально-дидактических игр, облегчает усвоение этих знаний, заинтересовывает детей, а также придает обучению проблемный характер.

Умение правильно проанализировать музыкальное произведение и использование полученных знаний в исполнительской деятельности является непременным условием в обучении ребенка музыке.

Освоение материала идет через музыкально-дидактические игры, оразные упражнения и образно-ролевые игры, пение, двигательное моделирование и игру на ДМИ.

При подготовке к анализу произведения следует брать небольшие произведения, или отрывки с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности, подбирая музыкальный материал от простого к сложному: например:

Тема

Основные требования

Приемы

Речевая компетентность

Примерный репертуар

  1. Двигательная природа музыки. Способы звуковедения
    1. Стаккато
 

1.Метрическое тактирование на стаккато – отрывистые, четкие взмахи каждой и обеих рук сверху вниз в условно выбранном положении рук на уровне груди.     2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: четкое, отрывистое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

1. Четкое, отрывистое легкое движение звуков (стаккато)

1. Д. Кабалевский, Ежик.

С. Майкапар, Дождик.

А. Руббах, Воробей

  1. Легато

1.Метрическое тактирование на легато – плавное, мягкое покачивание каждой и обеих рук из стороны в сторону в условно выбранном положении рук на уровне груди.

2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: плавное, мягкое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным

2. Плавное, мягкое, слитное движение звуков (легато)

2. С. Майкапар,

Колыбельная,

Облака плывут,

Сказочка.

Н. Стоянов, Снежинки.

  1. Маркато

1.Метрическое тактирование на маркато – тяжелое, подчеркнутое двжение каждой и обеих рук сверху-вниз в условно выбранном положении рук на уровне груди.

2.Свободное передвижение в пространстве, на основе типов звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного типа звуковедения. Жест: подчеркнутое, плотное, тяжелое движение рук.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

3. Тяжелое, плотное, подчеркнутое движение звуков (маркато)

3. Л. Игнатьева, Снеговик. Слон.

С. Галынин, Медведь.

И. Арсеев, Маленький марш

  1. Средства музыкальной выразительности.
 

1. Отметить жестом способ звуковедения (стаккато, легато, маркато) в соответствии со скоростью движения – темпом (быстро, умеренно, медленно).

2. Изменять скорость показа жеста при смене темпа. Разное сочетание.

3. Свободное передвижение в пространстве, на основе типов мелодического звуковедения, с пластическим моделированием образа. Художественно-изобразительное моделирование.  

1. Двигательное моделирование. Показ.

2. Соединить в жесте характерные особенности звуковедения и скорость движения.

3.Соединение двигательного моделирования с художественно-изобразительным.

1. Стаккато – быстро, умеренно, медленно.

2. Легато – умеренно, медленно.

3. Маркато – умеренно, медленно.

1. Л. Игнатьева, Колокола звонят (медленно + маркато).

2. С. Майкапар, Мотылек (быстро + стаккато).

3.С. Майкапар, Сиротка (умеренно + легато).

 

1.Воспроизведение разных типов мелодического звуковедения (стаккато, легато, маркато) с различным высотным положением рук, определяющим регистр звучания: высокий – на уровне головы, средний – на уровне груди, низкий – на уровне пояса.

2.Воспроизведение в разных вариантах.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного жеста, определяющего регистр звучания.

3.Соединение в жесте: тип мелодического звуковедения и изменение регистра (различное высотное положение рук).

1. Стаккато – высокий, средний, низкий.

2. Легато – высокий, средний, низкий.

3. Маркато – высокий, средний, низкий.

1. Л. Игнатьева, Слон (низкий регистр +   маркато).

2. С. Майкапар. Полька (высокий регистр + стаккато).

3. Д. Штейбельт, Адажио (средний регистр + легато).

 

1.Воспроизведение разных типов мелодического звуковедения (стаккато, легато, маркато) с изменением амплитуды взмаха, определяющем динамику звучания в условно выбранном положении рук на уровне груди: сильный – громко, слабый – тихо..

2.Воспроизведение в разных вариантах.

1.Двигательное моделирование. Показ.

2.Освоение данного жеста – более или менее интенсивное движение рук, определяющего силу звучания.

3.Соединение в жесте: тип мелодического звуковедения и силы звучания).

1. Стаккато – громко, тихо.

2. Легато – громко, тихо.

3. Маркато – громко, тихо.

1.С. Майкапар, Эхо в горах (громко, тихо + маркато).

2. Ж. Металлиди, Мой конь (громко, тихо + стаккато).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год