Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«МЕЛОДИЯ ДЕРЕВА: КАК ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ ПРОБУЖДАЮТ ЧУВСТВО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ 3 – 5 ЛЕТ»
Занятия по Музыке
Автор: Устимова Вероника Юрьевна   
08.09.2025 17:13

«МЕЛОДИЯ ДЕРЕВА: КАК ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ ПРОБУЖДАЮТ ЧУВСТВО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ 3 – 5 ЛЕТ»«МЕЛОДИЯ ДЕРЕВА: КАК ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ ПРОБУЖДАЮТ ЧУВСТВО РИТМА У ДОШКОЛЬНИКОВ 3 – 5 ЛЕТ»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Колосок» Нижегородская область, г.Семёнов, ул. Ворошилова, д.73. Устимова Вероника Юрьевна, музыкальный руководитель.

В дошкольном воспитании, где игровая деятельность неразрывно связана с образовательным процессом, музыка занимает исключительное место. Ритм, как основополагающий компонент музыки, пронизывает практически все формы искусства. Он способствует упорядоченному восприятию окружающей действительности, совершенствует ориентацию во времени и координацию движений.

Часто родители задаются вопросом: «У ребенка хороший слух, он любит музыку, но ритм отсутствует. Он не способен попадать в такт при прослушивании композиций. Возможно ли это исправить? И нужно ли вообще развивать чувство ритма?»

Я считаю, что необходимо! Чувство ритма – это не просто составляющая творческого становления личности, оно сопровождает нас на протяжении всей жизни.

 

Ритм – фундаментальный аспект многих естественных процессов. Еще до рождения, находясь в утробе, младенец ощущает ритм сердцебиения матери, что является его первым, пусть и неосознанным, знакомством с этим явлением. Жизненно важные системы организма, такие как дыхание и ходьба, также функционируют ритмично. Природа вокруг нас немыслима без ритма: морской прибой, приливы и отливы, барабанная дробь дятла, смена дня и ночи, ход часов – все подчинено ритму. Человек, будучи частью природы, обладает врожденным чувством ритма. Развитие чувства ритма положительно сказывается на координации движений, что необходимо в повседневной жизни, танцах и играх. Ребенок с развитым чувством ритма более экономично расходует энергию, меньше устает, быстрее реагирует на ситуации и избегает травм. Развитие чувства ритма способствует улучшению речи, делая ее более четкой, понятной и выразительной. Ребенок легче усваивает информацию, что положительно влияет на успеваемость. Он выразительно декламирует стихи и читает, правильно расставляя паузы. Чувство ритма помогает сбалансировать эмоциональное состояние. Оно обеспечивает правильное чередование напряжения и расслабления в движениях и общении, позволяя ребенку быстрее успокаиваться после стрессовых ситуаций.

Развить чувство ритма у ребенка можно легко и непринужденно, в игровой форме. И одним из самых доступных и увлекательных инструментов для знакомства с миром ритма и музыки являются обычные деревянные хохломские ложки.

Хохлома – это не просто роспись, это целая философия, воплощенная в ярких красках и узорах на дереве. Но знаете ли вы, что эти изящные изделия могут стать не только украшением дома, но и удивительным инструментом для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста? Да, именно так! Хохломские ложки, с их характерным звоном и удобной формой, открывают целый мир музыкальных и ритмических игр, способствуя гармоничному развитию малышей.

Почему именно хохломские ложки?

Звучание: Деревянные ложки, особенно те, что изготовлены из качественного дерева, издают приятный, мелодичный звук при постукивании. Этот звук не резкий и не раздражающий, что важно для детского слуха.

Тактильные ощущения: Гладкая, отполированная поверхность ложки приятна на ощупь, а ее форма удобно ложится в детскую ладошку. Это стимулирует мелкую моторику и развивает тактильную чувствительность.

Визуальная привлекательность: Яркие, узнаваемые узоры хохломы привлекают внимание ребенка, делают процесс игры более интересным и запоминающимся. Дети любят все красивое, и хохломские ложки – не исключение.

Культурное наследие: Играя с хохломскими ложками, дети знакомятся с элементами русской народной культуры, что способствует формированию патриотических чувств и уважения к традициям.

Как же превратить хохломские ложки в инструмент развития ритма?

Главное – это творческий подход и фантазия! Вот несколько идей, которые помогут вам начать:

1. Простые постукивания и хлопки:

«Эхо»: взрослый стучит ложкой по ладони или по другой ложке, создавая простой ритмический рисунок (например, два коротких удара, пауза, один длинный удар). Ребенок должен повторить этот ритм. Начинайте с самых «Ритмический диалог»: по очереди стучите ложками, создавая диалог. Один стучит, другой отвечает. Можно использовать разные темпы и громкость.

«Музыкальная дорожка»: разложите ложки на полу в определенном порядке. Ребенок должен пройти по "дорожке", постукивая ложкой по каждой ложке в определенном ритме.

2. Сопровождение песен и стихов:

«Песенка с ложками»: выберите простые детские песенки с четким ритмом. Пойте песенку и одновременно стучите ложками в такт. Позвольте ребенку присоединиться.

«Ритмические стихи»: многие детские стихи имеют ярко выраженный ритм. Читайте стихи, сопровождая их постукиванием ложками. Например, «Наша Маша спит...» – можно стучать ложками в такт слогам.

«Создаем свою музыку»: предложите ребенку придумать свой собственный ритм для любимой песенки или стишка.

3. Игры на развитие слуха и внимания:

«Угадай ритм»: спрячьте ложки и постучите одной из них. Ребенок должен угадать, какой ритм вы сыграли.

«Где звук?»: попросите ребенка закрыть глаза. Постучите ложкой в разных местах комнаты. Ребенок должен определить, откуда исходит звук.

«Тихо-громко»: играйте ритмы разной громкости. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит громкий ритм, и присесть, когда услышит тихий.

«Кто быстрее?»: поставьте перед ребенком несколько ложек. Назовите ритм, и ребенок должен как можно быстрее воспроизвести его, постукивая по ложкам.

4. Создание собственных ритмических композиций:

«Музыкальная история»: придумайте простую историю, где разные звуки будут представлены постукиванием ложек. Например, шаги – это два быстрых удара, дождь – серия коротких ударов, а гром – один сильный удар. Ребенок может озвучивать историю, используя ложки.

«Оркестр ложек»: если у вас есть несколько пар хохломских ложек, можно устроить настоящий «оркестр». Каждый ребенок получает свою пару ложек и играет свой ритм, а затем все вместе пытаются сыграть единую мелодию или ритмический рисунок.

Советы для родителей и педагогов:

  • Начинайте с простого: не перегружайте ребенка сложными ритмами. Постепенно увеличивайте сложность, ориентируясь на его возможности.
  • Будьте терпеливы: развитие чувства ритма – это процесс. Важно поддерживать интерес ребенка и не ругать за ошибки.
  • Используйте похвалу: отмечайте успехи ребенка, даже самые маленькие. Похвала мотивирует и придает уверенности.
  • Сделайте игру веселой: главное, чтобы занятия приносили радость. Используйте яркие эмоции, смех и позитивный настрой.
  • Включайте музыку: во время игр с ложками можно включать разнообразную музыку – народную, классическую, детские песенки. Это поможет ребенку лучше чувствовать ритм и развивать музыкальный слух.
  • Экспериментируйте: не бойтесь придумывать свои собственные игры и упражнения. Хохломские ложки – это универсальный инструмент, который можно использовать по-разному.

Хохломские ложки – это не просто красивые предметы, это настоящий кладезь возможностей для развития детей. Используя их в играх, вы не только поможете ребенку развить чувство ритма, но и обогатите его мир яркими впечатлениями, приобщите к русской культуре и подарите ему радость творчества. Пусть мелодия дерева звучит в вашем доме, наполняя его смехом и музыкой!

Список источников.

  1. Каминская Е. А. Некоторые сведения из истории игры на ложках // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-1. – С. 90-91;
  2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб.: Композитор, 2005. – 76 с.
  3. Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. Автор: преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 https://istoki. muzkult. ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka. pdf
  4. Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» https://www.perluna-detyam.com. ua/index. php? option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112
  5. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
  6. Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. – 2006г. – № 6. – 3-4с.
  7. Чурикова Е. В. Обучение дошкольников игре на деревянных ложках [Электронный ресурс] // URL: https: //churikova-ozgdou45. edumsko. ru/articles/post/2795093 (дата обращения: 01. 12. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 35 (397) выйдет
21 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год