Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Музыка в нашей жизни»
Занятия по Музыке
Автор: Кошелева Екатерина Олеговна   
15.02.2018 01:29

«Музыка в нашей жизни»«Музыка в нашей жизни»

Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую.

Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально-литературных мероприятиях.

А задумывался ли кто из вас: что такое музыка, какова ее роль в нашей жизни? Слово «МУЗЫКА» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В жизни древних греков музыка занимала большое место. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали музыке, «не запятнает себя никаким неблагородным поступком, он будет полезен себе и Родине».

 

На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка: в раннем детстве под ласковые звуки колыбельной ребенок засыпает, на праздниках звучат веселые песни и танцевальная музыка, в дни суровой годины труба собирает людей на ратный подвиг, под звуки торжественного марша Ф. Мендельсона совершается свадебный обряд, печально и горестно у одра умирающего звучат плачи-причитания.

Все виды искусства – музыка, театр, живопись, литература – отражают жизнь во всем ее многообразии: рисуют картины исторического прошлого и современной действительности, реальные события и сказочно-фантастические, рожденные народной выдумкой, изображают природу и народные праздники.

Художественное отражение в искусстве жизненных явлений называется содержанием произведения. В разных видах искусства художественное содержание авторы воплощают по-разному: художники – краскам, писатели – словами, композиторы – звуками. Звуки – это своеобразные символы, графически выраженные нотами. Поэтому музыка – самый сложный вид искусства. Реальный мир музыка отражает иначе, чем другие виды искусства, например, живопись. Так, невозможно в музыке передать зрительно воспринимаемые образы: портрет человека, неодушевленные предметы. Музыка, по сравнению с живописью, не имеет наглядности, конкретности. Напротив, так как музыка пользуется звуками, то она способна выражать все, что в жизни передается звуками: пение птиц, шум леса, рокот моря, картины народного праздника, — то есть образы внешнего мира.

Но самое главное могущество музыки – способность передавать внутренний мир человека: его чувства, настроение, то есть эмоциональное состояние. Музыка непосредственно связанная с миром чувств и переживаний, называется лирической. В музыкальном искусстве лирика занимает главное место. Понять музыкальное содержание, разгадать творческий замысел композитора порой очень сложно и на помощь приходят разные средства. Так, в вокальной музыке – текст, в опере – сценическое действие и текст. В инструментальной музыке, где нет слов, содержание раскрывается лишь в музыкальных звуках, и понять его сложнее.

Для облегчения восприятия музыкального сочинения, понимания его содержания композиторы обращаются к некоторым приемам. Таковыми являются:

  1. звукоизобразительные приемы;
  2. жанровое подобие;
  3. программность.

Большое место в музыке занимают картины и образы природы: веселый щебет птиц, еле уловимый шум леса, грозные раскаты грома. Для передачи этих явлений природы композиторы используют звукоизобразительные приемы. К ним относятся трели в высоком регистре, имитирующие голоса птиц. Пассажи, напоминающие журчание ручейка, тремоло в низком регистре вызывают ассоциации с глухой дробью барабана или ударами грома.

Для изображения веселых, праздничных картин из народной жизни или сдержанно-строгих шествий воинов композиторы обращаются к другому приему: вводят в произведение танец или марш, или характерный ритм танца, напевную песенную мелодию, или ровное движение аккордов, вызывающее у нас представление о марше. Звучание некоторых элементов народно-бытовой музыки помогает правильно понять содержание произведения. Таково действие приема жанрового подобия.

Наконец, самым важным в инструментальной музыке является программность. Многим своим произведениям авторы предпосылают названия, например: «Дед Мороз» Р. Шумана, «Подснежник» П. И. Чайковского, авторские пояснения – программы, раскрывающие содержание произведения. Например, русский композитор А. К. Лядов в качестве литературной основы-программы заимствует текст русской народной сказки, обработанной А. Афанасьевым: «... Баба Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья летели...» Удивительно красочно, реально воплощается эта программа в пьесе А. К. Лядова «Баба Яга». Из этого примера видно, что программной называется такая музыка, где содержание выражено словесно: в названии, эпиграфе, литературном тексте. Источником программности могут быть и произведения других видов искусства, например, живописи и скульптуры. Так, фортепианный цикл М. П. Мусорского «Картина с выставки» был создан под впечатлением от выставки русского художника Гартмана, а пьеса Ф. Листа «Мыслитель» была написана под впечатлением от скульптурного ансамбля Микеланджело «Гробница Медичи». Несомненно, одно, каков бы не был выбор автора, композиторы были убеждены в том, что название или литературная программ помогут слушателю понять содержание сочинения и тем самым музыка станет доступной широким кругам слушателей.

Наряду с познавательной музыка выполняет важную воспитательную роль. Создавая музыкальные произведения, композиторы воплощают в них высокие гуманистические идеи, красоту и чистоту помыслов и чувств героя, рассказывают о мужественных и благородных поступках, утверждают доброе, прекрасное и справедливое.

Слушая музыку, мы, подчас сами того не замечая, проникаемся замыслом автора, сопереживаем героям, радуемся и огорчаемся, впитываем в себя все хорошее и не принимаем, негодуя, зло и коварство.

Таким образом, музыка помогает развивать эстетический идеал, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, формировать творческие способности человека. Замечательно об этом сказал известный композитор И. Дунаевский: «Наслаждение музыкой – не самоцель, а путь к внутреннему самосовершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год