Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Музыка в нашей жизни»
Занятия по Музыке
Автор: Кошелева Екатерина Олеговна   
15.02.2018 01:29

«Музыка в нашей жизни»«Музыка в нашей жизни»

Каждый из нас любит музыку, классическую или эстрадную, народную или джазовую.

Для некоторых музыка – лишь приятное развлечение, для других – это предмет серьезной работы, исследований. Мы слышим музыку дома, в концертных залах, по радио и в телепередачах. Многие сами участвуют в музыкально-литературных мероприятиях.

А задумывался ли кто из вас: что такое музыка, какова ее роль в нашей жизни? Слово «МУЗЫКА» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В жизни древних греков музыка занимала большое место. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали музыке, «не запятнает себя никаким неблагородным поступком, он будет полезен себе и Родине».

 

На протяжении всей жизни человека сопровождает музыка: в раннем детстве под ласковые звуки колыбельной ребенок засыпает, на праздниках звучат веселые песни и танцевальная музыка, в дни суровой годины труба собирает людей на ратный подвиг, под звуки торжественного марша Ф. Мендельсона совершается свадебный обряд, печально и горестно у одра умирающего звучат плачи-причитания.

Все виды искусства – музыка, театр, живопись, литература – отражают жизнь во всем ее многообразии: рисуют картины исторического прошлого и современной действительности, реальные события и сказочно-фантастические, рожденные народной выдумкой, изображают природу и народные праздники.

Художественное отражение в искусстве жизненных явлений называется содержанием произведения. В разных видах искусства художественное содержание авторы воплощают по-разному: художники – краскам, писатели – словами, композиторы – звуками. Звуки – это своеобразные символы, графически выраженные нотами. Поэтому музыка – самый сложный вид искусства. Реальный мир музыка отражает иначе, чем другие виды искусства, например, живопись. Так, невозможно в музыке передать зрительно воспринимаемые образы: портрет человека, неодушевленные предметы. Музыка, по сравнению с живописью, не имеет наглядности, конкретности. Напротив, так как музыка пользуется звуками, то она способна выражать все, что в жизни передается звуками: пение птиц, шум леса, рокот моря, картины народного праздника, — то есть образы внешнего мира.

Но самое главное могущество музыки – способность передавать внутренний мир человека: его чувства, настроение, то есть эмоциональное состояние. Музыка непосредственно связанная с миром чувств и переживаний, называется лирической. В музыкальном искусстве лирика занимает главное место. Понять музыкальное содержание, разгадать творческий замысел композитора порой очень сложно и на помощь приходят разные средства. Так, в вокальной музыке – текст, в опере – сценическое действие и текст. В инструментальной музыке, где нет слов, содержание раскрывается лишь в музыкальных звуках, и понять его сложнее.

Для облегчения восприятия музыкального сочинения, понимания его содержания композиторы обращаются к некоторым приемам. Таковыми являются:

  1. звукоизобразительные приемы;
  2. жанровое подобие;
  3. программность.

Большое место в музыке занимают картины и образы природы: веселый щебет птиц, еле уловимый шум леса, грозные раскаты грома. Для передачи этих явлений природы композиторы используют звукоизобразительные приемы. К ним относятся трели в высоком регистре, имитирующие голоса птиц. Пассажи, напоминающие журчание ручейка, тремоло в низком регистре вызывают ассоциации с глухой дробью барабана или ударами грома.

Для изображения веселых, праздничных картин из народной жизни или сдержанно-строгих шествий воинов композиторы обращаются к другому приему: вводят в произведение танец или марш, или характерный ритм танца, напевную песенную мелодию, или ровное движение аккордов, вызывающее у нас представление о марше. Звучание некоторых элементов народно-бытовой музыки помогает правильно понять содержание произведения. Таково действие приема жанрового подобия.

Наконец, самым важным в инструментальной музыке является программность. Многим своим произведениям авторы предпосылают названия, например: «Дед Мороз» Р. Шумана, «Подснежник» П. И. Чайковского, авторские пояснения – программы, раскрывающие содержание произведения. Например, русский композитор А. К. Лядов в качестве литературной основы-программы заимствует текст русской народной сказки, обработанной А. Афанасьевым: «... Баба Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья летели...» Удивительно красочно, реально воплощается эта программа в пьесе А. К. Лядова «Баба Яга». Из этого примера видно, что программной называется такая музыка, где содержание выражено словесно: в названии, эпиграфе, литературном тексте. Источником программности могут быть и произведения других видов искусства, например, живописи и скульптуры. Так, фортепианный цикл М. П. Мусорского «Картина с выставки» был создан под впечатлением от выставки русского художника Гартмана, а пьеса Ф. Листа «Мыслитель» была написана под впечатлением от скульптурного ансамбля Микеланджело «Гробница Медичи». Несомненно, одно, каков бы не был выбор автора, композиторы были убеждены в том, что название или литературная программ помогут слушателю понять содержание сочинения и тем самым музыка станет доступной широким кругам слушателей.

Наряду с познавательной музыка выполняет важную воспитательную роль. Создавая музыкальные произведения, композиторы воплощают в них высокие гуманистические идеи, красоту и чистоту помыслов и чувств героя, рассказывают о мужественных и благородных поступках, утверждают доброе, прекрасное и справедливое.

Слушая музыку, мы, подчас сами того не замечая, проникаемся замыслом автора, сопереживаем героям, радуемся и огорчаемся, впитываем в себя все хорошее и не принимаем, негодуя, зло и коварство.

Таким образом, музыка помогает развивать эстетический идеал, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного, формировать творческие способности человека. Замечательно об этом сказал известный композитор И. Дунаевский: «Наслаждение музыкой – не самоцель, а путь к внутреннему самосовершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год