Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка для старшей группы «Развитие певческих умений детей»
Занятия по Музыке
Автор: Григорьева Ирина Иовна   
22.01.2018 16:45

Методическая разработка для старшей группы «Развитие певческих умений детей»Методическая разработка для старшей группы «Развитие певческих умений детей»

раздела «Образовательная область «Музыка» основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида.

Работу выполнила музыкальный руководитель Григорьева Ирина Иовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

"Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений" (Н. А. Ветлугина)

1. Пояснительная записка

 

Скачать конспект

Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Голос позволил человечеству выработать особую форму общения – речь. Но речь – это не только форма общения, это — важный механизм интеллектуальной деятельности, способ существования сознания. Следовательно, речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Речь имеет множество характеристик, важнейшей из которых является выразительность. Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной. Выразительность речи позволяет улучшить качество общения между людьми. Для того, чтобы усилить выразительность речи, люди придумали пение.

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение является одним из самых важных компонентов музыкального воспитания дошкольников.

В отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает одно из ведущих мест. М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина,

О. П.Радынова и другие считают, что певческая деятельность возникает у ребенка еще в раннем возрасте. Уже к трем годам дети могут точно воспроизвести ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Многие исследователи изучали возрастные особенности певческих диапазонов детей. Н.Д. Орлова определила так называемый рабочий диапазон, "звучащую зону" (в пределах звуков ми — си первой октавы). Е.И. Алмазов, Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина, А.Д. Войнова, Р.Т. Зинич, А.И. Катинене и другие отмечают, что не напряженно, естественно звучат детские голоса в пределах ре — си первой октавы, хотя многие дети могут воспроизводить и более высокие звуки.

Музыкальные руководители детских садов России используют разнообразные парциальные программы музыкального воспитания для развития певческих умений. Например, программу «Фольклорный театр» (МГДД (Ю) Т), которая определяет приоритетным направлением изучение и исполнение детьми фольклорных произведений. Представляет интерес авторская методика музыкального воспитания детей Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению». Методика отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное — очень эффективен при формировании певческой интонации детей.

В программе Н.А. Ветлугиной главной задачей, которой является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах) в разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется внимание на использовании попевок — упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры» в отличие от программы Н.А. Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста от трех до семи лет.

Программа «СИНТЕЗ» (авторов К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан)

значительно отличается от двух предыдущих. Данная программа основана на использовании синтеза искусств. Она в большей степени расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Что касается непосредственно музыкального воспитания, основной акцент в этой программе делается на слушание музыки.

Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой,

И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет до семи лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем

В последние десятилетия в системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились новые комплексные образовательные программы: "Развитие", "Радуга", "Детство", «Истоки», «Камертон», «От рождения до школы» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Последний вариант программы «Детство» (2011 год издания) взятый за основу основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего детского сада, полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В образовательной области «Музыка» выделены две основные задачи: развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству, которые предполагают освоение детьми музыкальной культуры, музыкальной деятельности, сотрудничества и творчества.

В разделе «Образовательная область «Музыка» выделен подраздел «Ребенок и музыка», в котором достаточно подробно раскрываются задачи, содержание и организация музыкального исполнительства, импровизации и творчества дошкольников. Программа оснащена многими методическими рекомендациями и дидактическими материалами для обеспечения образовательной области «Музыка».

Для углубленного осуществления, реализации задач музыкального воспитания, в том числе развития певческих умений, мы используем следующие педагогические технологии:

  • «Детство с музыкой» авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской (ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011);
  • «Образовательная область «Музыка» авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской (ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012)

2. Цели и задачи работы.

Цель: развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста, способности переносить эмоциональные впечатления в исполнительскую деятельность.

Образовательные задачи:

Учить детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью педагогов и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента.

Развивающие задачи:

Развивать певческие умения детей, расширять диапазон звучания детского голоса.

Развивать вокально-слуховую координацию (интонирование, звуковысотный слух, длительность, ладовое чувство, метроритмическое чувство).

Развивать способности эмоционального сопереживания и отзывчивость на исполняемые песни.

Развивать творческую активность в певческой деятельности.

Способствовать развитию интегративных качеств личности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры.

Воспитывать эстетическую потребность в слушании и исполнении песен различного характера, ценностные ориентации по отношению к певческому искусству.

Воспитывать желание сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности (хоровом пении).

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год