Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Гиперактивный малыш и музыка
Занятия по Музыке
Автор: Гарифулина Ольга Ильинична   
26.11.2017 20:57

Гиперактивный малыш и музыкаГиперактивный малыш и музыка

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию.

В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

 

Одна из важнейших задач в этом направлении работы — формирование умения у гиперактивных детей слышать и слушать. Это для них нехарактерно, так как слуховое внимание этих детей не развито вследствие их импульсивности, двигательной расторможенности и дефицита внимания. Для реализации этой задачи полезно использовать интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения.

Знакомство с различными музыкальными инструментами – духовыми (дудочка, свирель), ударно-клавишными (детское пианино, металлофон, ксилофон), ударными (бубен, барабан), струнными (балалайка) – позволяют детям различать тембры разных музыкальных инструментов. Дети в зависимости от характера музыки подыгрывают – польку – на погремушках, марш – на барабане, а колыбельную – на металлофоне. Звуки металлофона, пианино, дудочки приводят детей в спокойное, уравновешенное состояние. Особенно детям нравится звук металлофона. Его чарующие звуки могут остановить и успокоить плачущего ребенка, вызвать интерес и желание извлечь эти звуки самому. Металлофон помогает и установлению внимания детей, его негромкий звук активизирует процесс вслушивания, узнавания.

Для слушания музыки в раннем возрасте нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, может вызывать неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность. Можно использовать инструментальные и вокальные произведения следующих композиторов – классиков: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Использование музыки контрастного характера активно способствует формированию произвольного внимания; это особенно важно для гиперактивных детей, внимание у которых очень короткое и неустойчивое.

При организованном прослушивании музыки отмечается некоторая динамика в эмоциональном состоянии гиперактивных детей. Они по-разному реагируют на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Задорный, веселый характер плясовой музыки может вызывать незамедлительную двигательную реакцию у гиперактивных детей и интерес со стороны малообщительных детей. Колыбельные песни успокаивают, настраивают на отдых: ласковые, нежные, негромкие по звучанию – оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и гиперактивным, и с неконтактным.

Можно предложить детям рисование во время слушания музыки. Включение в занятия музыкорисования активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов. Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходят к более светлым, ярким тонам, это позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить состояние гиперактивных.

Музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год