Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)
Занятия по Музыке
Автор: Иванова Татьяна Николаевна   
17.07.2017 16:35

«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)«Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» (из опыта работы)

Музыкальный руководитель: Иванова Татьяна Николаевна 1 квалификационная. категория г. Оренбург муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №88»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вашему вниманию пример использования мной здоровье сберегающих технологий на музыкальных занятиях. (Слайд №1)

  • Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. (Слайд №2)
  • Здоровье сберегающие технологии — это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Я как музыкальный руководитель ставлю перед собой цель: организовывать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявить и развить музыкальные и творческие способности, формировать привычку к здоровому образу жизни.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

И в этой связи мне представляется уникальная возможность применять здоровье сберегающие технологии именно на музыкальных занятиях. Главный принцип проведения этих занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. (Слайд №3)

Данные занятия включают в себя:

  • речь с движениями;
  • дыхательную гимнастику;
  • упражнения на развитие дикции и артикуляции;
  • пальчиковую гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • ритмопластику;
  • психогимнастику и релаксацию.

После анализа занятий я пришла к выводу, что надо:

  • систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),
  • в начало и конец занятия внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • систематизировать применение элементов здоровье сбережения во время танцев и игр- драматизаций.
  • Для решения первой задачи — систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки), — я использую пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, они помогают сделать разминку перед пением. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени (1, 5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.
  • Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, релаксацию позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),
  • Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций использую элементы логоритмики, психогимнастики, ритмопластики.

А сейчас мы подробнее остановимся на каждом элементе здоровье сберегающих технологий. (Слайд №4)

Музыкотерапия — важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

  • Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
  • Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

(Слайд №5) Речь с движением.

Стимулирует развитие речи; развивает пространственное мышление; развивает внимание, воображение; воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

(Слайд №6)

А сейчас давайте с вами поиграем.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах — «зайчики».

(Слайд №7) Пальчиковая гимнастика.

Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Да, вы правы, мы на своих занятиях используем пальчиковую гимнастику. И сейчас с вами мы ее проведем.

(Слайд №8)

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка, — сжав пальчики в кулачки,

Этот пальчик — бабушка, разжимаем их по-очереди

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья! — сжимаем пальчики в замок

А еще у меня есть для вас музыкальная гимнастика с пением и движениями.

«Матрешки» Н. Караваевой Для игры нам нужны 10 человек.

(Слайд №9)

Психогимнастика.

Снятие эмоционального напряжения; обучение умению изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения; коррекция настроения и отдельных черт характера; обучение ауто-релаксации.

(Слайд №10) Коммуникативная игра — танец «Здравствуй, мой дружок!»

Цель: развитие координации движений, воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, здравствуй, каблучок! — стучат пяточкой о пол

Здравствуй, здравствуй, кулачок! — постукивают кулачками перед собой

А теперь пойдём в кружок. — идут в центр круга, взявшись за руки

Здравствуй, здравствуй, мой дружок! — приветствуют друг друга, кивая головой

(Слайд №11) Дыхательная гимнастика.

Корректирует нарушения речевого дыхания; помогает выработать диафрагмальное дыхание; помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

(Слайд №12) Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха

Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

(Слайд №13) Артикуляционная гимнастика.

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

(Слайд №14) Упражнение «Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, — потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. — дети зевают

Травку сочную сжевала — имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. — глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! — произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

(Слайд №15) Фонопедические упражнения.

Развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание; стимулируют гортанно-глоточный аппарат; стимулируют деятельность головного мозга.

(Слайд №16)

  • звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
  • звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди;
  • звук “о — и — о — и” массирует сердце;
  • звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом.

(Слайд №17) Ритмопластика.

Развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус; развивает умение правильно и красиво двигаться; укрепляет различные группы мышц и осанку; развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

(Слайд№18) Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

  1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.
  2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, речь с движением.
  3. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра -1 упр.
  4. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра — 1 упр.
  5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
  6. Театральное творчество с элементами ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
  7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
  8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

(Слайд №19) Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

(Слайд №20) Заключение

  • Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
  • Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

(Слайд №21) Используемые источники:

Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

Картушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

(Слайд №22) Спасибо за внимание!

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год