Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Калейдоскоп звуков»
Занятия по Музыке
Автор: Сергуткина Светлана Владимировна   
09.08.2021 16:01

Проект «Калейдоскоп звуков»Проект «Калейдоскоп звуков»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Черногорска «Ягодка»

Автор проекта: Сергуткина Светлана Владимировна

Тип проекта: Творческий

В Искусство нет прямой дороги,
Туда нельзя купить билет...
Талант — лишь допуск на пороги,
А дальше — Труд и поиск лет...

Сквирский С.И.

Аннотация проекта:

Идею создания проекта «Калейдоскоп звуков» подсказали дети: во время слушания музыкальных произведений – у ребят возникал вопрос: «Какие инструменты звучат?», «От куда они взялись и сколько им лет?», таким образом, возник интерес найти информацию и оформить паспорта музыкальных инструментов (Истории возникновения музыкальных инструментов, фото, картины художников с изображением инструментов, стихи, загадки, потешки, частушки). Дети посетили мини-музей детского сада «Звук — волшебник»; участвовали в оформлении выставки детских работ «Мы рисуем музыку».

 

Скачать проект

А желание играть на инструментах, являлось связующим элементом проекта, например, рассказывая об ударных инструментах, сопоставляли звуки и предметы, окружающие нас — музицировали, интерес увеличивался, мы решили создавать своими руками самодельные инструменты. Ведь вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам. Родители, получив консультацию, заинтересовались изготовлением шумовыми самодельными инструментами и поучаствовали в конкурсе. В итоге была оформлена фото — выставка «Инструменты своими руками». А в заключении, прошёл праздник «Весёлый оркестр», где были отмечены активные участники проекта.

Введение: Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.

Актуальность: Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люди. В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче — появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Постановка проблемы: Главными причинами возникновения проекта «Калейдоскоп звуков» являются:

  1. Интерес у ребёнка к истории происхождения музыкальных инструментов;
  2. Желание играть на инструментах;
  3. Необходимость создания условий для ознакомления детей с качественной музыкой.

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение знаниями об инструментах, элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Цель: Ознакомление детей с огромным миром музыкальных инструментов воспитание в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.

Задачи:

  1. Создавать условия для приобретения знаний о музыкальных инструментах: детские музыкальные инструменты, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения), самодельные инструменты;
  2. Создавать условия для обогащения словарного запаса детей, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;
  3. Способствовать развитию музыкальных способностей, эстетического вкуса, проявлению эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творчества и креативности всех участников проекта;
  4. Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями от изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов ( «Как рассказывает музыка», «О чем рассказывает музыка»)
  5. Способствовать развитию творчества детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  6. Создавать условия для возникновения интереса к музыке и музицированию, бережному отношению к музыкальным инструментам.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: 8 месяцев

Этапы реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Анкетирование родителей с целью изучения потребностей в музыкальном развитии ребёнка.
  2. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
  3. Оформление познавательной информации: паспорта музыкальных инструментов (история возникновения, беседы, загадки, стихи, иллюстрации), подборка игр с музыкальными инструментами, дидактические игры.
  4. Изучение интернет — ресурсов по теме проекта, подбор презентаций.
  5. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления

проекта:

-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов играющих на них соло или в оркестре.

6. Оформление папок-передвижек на тему «Роль музыки в воспитании ребёнка», «Музыка, живущая рядом».

7. Организация мини-музея «Звук — волшебник»,

8. Круглый стол с родителями «Значение музыки в жизни ребёнка».

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Познавательное развитие:

  • просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре.
  • оформление альбома «Из истории возникновения музыкальных инструментов» (инструменты разных стран и эпох)
  • планирование посещения мини-музей детского сада «Звук — волшебник»
  • просмотр слайд — презентаций: «Струнная группа», «Музыка» и «Музыкальная дорожка», «Симфонический оркестр», «История возникновения музыкальных инструментов» и т.д.

Речевое развитие:

  • Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.
  • Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли — самогуды», «Садко».

Социально коммуникативное развитие:

  • Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт».
  • Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)
  • Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.
  • Беседа с детьми о профессии музыканта.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)
  • Рисование детьми музыкальных инструментов.
  • Раскрашивание картинок музыкальных инструментов.
  • Рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

Физическое развитие:

  • Музыкальные подвижные игры.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  • Проведение праздника «Весёлый оркестр».
  • Подведение итогов — награждение активных участников проекта.
  • Оформление фото – выставки.

Управление и обеспечение проекта

В ходе реализации проекта были использованы: компьютер, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, аудиофайлы в формате МР3. презентационные материалы.

Музыкально – дидактические пособия «Музыкальные инструменты», художественная и энциклопедическая литература, детские музыкальные инструменты.

Оценка результатов проекта:

В ходе реализации проекта дети познакомились с музыкальными инструментами (с историей их создания, слушали классические произведения, учились музицировать). На утренниках и развлечениях детьми исполнялись оркестровки. Музыканты из филармонии города Абакана с радостью познакомили ребят с хакасскими национальными инструментами.

Также были оформлены авторские альбомы и изготовлены инструменты – самоделки.

Итоги проекта:

Дети:

  • Дети более увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
  • Более глубоко и содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.
  • Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.
  • Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов музыки.
  • Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
  • Различают и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

Родители:

  • Активными и заинтересованными участниками педагогического процесса.
  • Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.
  • Повышают общую и музыкальную культуру.
  • Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.
  • Посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами — их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения – таким образом воспитывая интерес и любовь к музыке. Сделать подборку сказок, рассказы о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.

Работать над формированием духовно — нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Используемая литература:

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» Волгоград, 2011г.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.
  3. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» Скрипторий 2010г.
  4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г. 5.Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1999.
  5. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль 2009г.
  6. Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.

Литература для детей

1. «Детям о музыке» С.Ю. Волков. Издательство «Омега», 1998г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год