Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: Развитие музыкально — творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселые колокольчики»
Занятия по Музыке
Автор: Емелина Марина Валерьевна   
17.11.2015 10:38

Статья на тему: Развитие музыкально — творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселые колокольчики»Статья на тему: Развитие музыкально — творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселые колокольчики»

Автор: Емелина Марина Валерьевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с №35 г. Уссурийска

Развитие музыкально – творческих способностей в условиях обновления дошкольного образования актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение, потому что жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько вперёд продвинется человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

 

Скачать конспект

Уже в раннем дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности. (К. Тарасова).

Развить творческую деятельность дошкольников не возможно в полном объёме, так как в дошкольном музыкальном воспитании существует ряд противоречий. Между ориентацией нового содержания дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и традиционными методами и формами обучения, а так же желанием ребенка выразить свои эмоции, чувства в музыке и недостаточной сформированностью музыкальных навыков; стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствию возможности выразить свои способности.

Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи.

  • Оптимальное сочетание традиционных и инновационных технологий личностно-ориентированного, интегрированного обучения, (игровые, индивидуальные, групповые методы)
  • Конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей.
  • Организация музыкальных праздников, развлечений, участие в городских музыкальных творческих конкурсах.

Исходя из возникших противоречий, возникла мысль выстроить систему активизации творческих способностей детей дошкольного возраста.

Хорошая, интересная, творческая работа сегодня – это не только повседневная работа и календарные праздники, но и интересные встречи, творческие объединения, мастер-классы, и, конечно же, концертная деятельность. Так возникла идея создания детского творческого коллектива. Но по какому направлению работать? Что нужно современному ребенку? Ответов много, направлений также. Это и вокальный ансамбль, танцевальный коллектив. Но есть еще и игра на музыкальных инструментах как вид исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает дошкольника.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание, является лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.

Мой опыт применения музыкальных инструментов постоянно накапливался. Выяснилось, что для детей они представляют большой интерес, позволяют даже тем из них, кто плохо, нечисто поет, активно себя проявлять. Таким образом расширяется сфера музыкальной деятельности ребенка, это влечет за собой более разностороннее развитие музыкальных способностей. Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

  • музыкальные занятия
  • театральная деятельность
  • выступления на праздниках
  • кружковая работа.

В разных видах деятельности:

  • пение
  • слушание музыки
  • движение.

Детские инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступным детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. Игра на детских музыкальных инструментах очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими «номерами» на празднике. Поэтому музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего они должны побуждать детей к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь подыгрывая себе. Таким образом дети самообучаются и развлекаются. Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты. Надо предусмотреть такой ассортимент детских музыкальных инструментов, который составит ансамбль или маленький оркестр. Игра в оркестре развивает у детей не только мелодический слух, но и гармонический: они обращают внимание на сопровождение фортепиано, начинают осознавать, как оно украшает и дополняет мелодическую линию, исполняемую ими на различных инструментах. Наряду с музыкальными способностями у дошкольников развиваются внимание, воля. Стремление к достижению цели, воображение, усидчивость, чувство ответственности и товарищества

Для того, чтобы расширить кругозор детей, еще больше заинтересовать их игрой на музыкальных инструментах, я приглашаю учащихся детской музыкальной школы. В своих концертах они знакомят наших воспитанников с названием, устройством и звучанием таких инструментов, как скрипка, домра, баян, аккордеон. По мере возможности привлекаю и родителей к развитию у детей музыкальных способностей. На собраниях рассказываю о музыкальных занятиях, уделяя особое внимание вопросам обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, знакомлю родителей с этими инструментами и с принципами игры на них, также провожу индивидуальные консультации, которые помогают родителям организовать дома занятия, способствующие развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти. Например, предлагаю следующие упражнения: кто-либо из взрослых простучит карандашом по столу какой-либо ритмический рисунок, а ребенок должен повторить его, прохлопав в ладоши; или ребенок придумывает ритмический рисунок, а взрослый повторяет его; или можно напеть какую- либо мелодию, а ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони. Чтобы развивать музыкальную память ребенка, можно рекомендовать родителям приобрести отдельные произведения (не только вокальной, но и инструментальной музыки) и слушать вместе с детьми дома.

Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в нашем детском саду кружок “Веселые колокольчики ”.

В своей работе я использую авторские программы: Т.Э. Тютюнникова “Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе обучения К.Орфа.

Программа кружка состоит из нескольких видов деятельности, которые сменяют друг друга:

Состав кружка формируется с учетом желания детей.

Возраст детей, посещающих кружок – старший дошкольный возраст.

Наполняемость группы на занятиях –10-15 детей.

Диагностика уровня музыкальных способностей и исполнительских навыков детей в начале года показали, что в группе оказалось только 15% детей с высоким уровнем творческой самореализации, 25% детей находились на среднем уровне, 60% — на низком. Таким образом, возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей.

Цели и задачи деятельности кружка

Цель: Привитие первоначальных навыков творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.

Задачи.

  1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к ансамблевому музицированию.
  2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
  3. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  4. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.

Занятия с детьми проводятся в музыкальном зале два раза в неделю. Продолжительность занятия – 30 мин.

В процессе деятельности использую различные методы работы с детьми:

  • Игровой (фантазирование, озвучивание стихов, речевое музицирование)

Используя музыкальные инструменты, создаю условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента. На начальном этапе дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а впоследствии – к импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу-говорю-играю».

Для озвучивания стихов детьми на детских музыкальных и шумовых инструментах, использую стихи С. Маршака, И. Токмаковой, В. Степанова, В. Суслова. Также использую сказки.

Речевое музицирование: ритмическое проговаривание коротких фольклорных текстов (потешек, закличек) сопровождая их равномерными хлопками, шлепками ( «Зайчик», «Котик», «Петушок»). Украшение речевого музицирования 1- 2 инструментами, исполнение с движением и игрой. Речевые диалоги. «Разговоры» — белки и ежика, птички и кошки.

  • Наглядный (игра на детских музыкальных инструментах и на нетрадиционных музыкальных инструментах)
  • Исследовательский (опыты с музыкальными инструментами и звуками)

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, толстые металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают все большее развитие. Именно они будут являться участниками изумительного оркестра.

Основные методы и приемы — демонстрация игры на различных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения, словесное руководство. Техника игры зависит от конструкции каждого инструмента. Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен сидящего ребенка. Если подставок нет, инструмент кладут на колени. Барабан, бубен следует держать на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставке или же ребенок держит его в левой руке. Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. Пользуясь молоточками при игре на металлофоне, надо держать их так, чтобы они лежали на середине второго пальца, а большой палец придерживал молоточек сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким, кисть свободная. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то игра получается «грязной», звук — неприятным.

Кастаньеты звучат очень громко, и если дети должны выполнить ритмический рисунок, то можно взять кастаньеты в правую руку и слегка ударить по ладони левой. Тогда звук сразу приглушается и ритмический рисунок хорошо слышен. При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.

Цель подобных приемов — ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента. Для игры в оркестре очень важно чувство ансамбля, с этой целью применяются своеобразные «ритмические оркестры», в которых дети «играют», хлопая в ладоши, притопывая ногой, постукивая деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками (пустыми или наполненными камешками, горохом). Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и звуковысотных интонаций, показываю их выразительность в ритмических приговорках, в речевых интонациях и в речитативе. Речитатив близок к напевной декламации, которая характеризуется эмоциональной окрашенностью. В речитативе есть повышение и понижение звучания, в нем ясно слышны акценты, паузы. Предлагаю детям угадать, кого позвали – Олю или Тамару, дети должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или металлофоне:

Дети должны узнать, как назвали девочку: Ира или Ирочка:

Дети могут самостоятельно называть друг друга, придумывая определенный ритм, затем они выкладывают этот же ритм, используя карточки:

Этот ритмический рисунок они потом исполняют на металлофоне или на ударных инструментах, предлагаю детям позвать друг друга, но по-разному: ласково, обычным именем. Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности. Дети осваивают игру на одном инструменте, потом на другом, третьем. Осваивают навыки исполнения ритмических рисунков, на близких, узких интервалах, мелодий, включающих отрезки звукорядов и более широкие интервалов. Далее дети играют в оркестре, используя разные инструменты. Разучиваю с ними пьесы, песни, попевки. Чем сложнее пьеса, фортепианная обработка песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания ее. Надо дать детям возможность почувствовать настроение музыки, прислушаться к ее выразительным и изобразительным средствам.

В средней группе впервые начинаю обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется индивидуальная постоянная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты — нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности длинные и короткие палочки и т. д.

Цифровая система, предложенная Н. А. Метловым. в свое время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей с использованием цветовых и цифровых обозначений, позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяю моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые — слогом «ти». Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

В процессе игры на музыкальных инструментах перед детьми старших групп я начинала ставить более сложные задачи. Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. К такому исполнению я подходила на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

Перспективно-тематический план работы кружка «Веселые колокольчики»

тема задачи Музыкальный материал

Откуда берутся звуки? дать ответы на вопросы

«Что такое звуки?»

«Как они получились?» «Почему их так много?»

«Рондо с палочками» муз. С. Слонимского

«Деревянные разговоры»

«Камаринская» Чайковского

«Марш» муз. Шульгина

«Вальс» муз. Майкапара «Игрушки» Степанова

«Прыг-скок» В. Данько

Звуки шумовые и музыкальные — познакомить с понятием «звук», «шумовые» и «музыкальные» звуки, учить различать их;

познакомить детей с окружающими нас звуками, открыть их тайны, загадки. «Осеннее настроение»

муз. Васильева

«Осенний дождик»

муз. Парцхаладзе

«Дождик» р.н. п. Деревянные танцы»

Сила звука и динамика

  • дать понятие о динамике звука, развивать динамический слух
  • учить слышать влияние динамики на музыку

- познакомить со словами «форте» и «пиано».

«Хрустальный колокольчик»

Данько

«Чайничек с крышечкой»

русский фольклор

«Чайная полька»

«Вальс – шутка» муз. Шостаковича

Высота звука и звуковысотный слух

  • дать представление о высоте звука, развивать звуковысотный слух

- пропеватьсоответствующие возрасту попевки, показывая рукой высоту звука. «Дождик» муз. Поляновой

«Капельки» муз. Дубравина

«Деревья на ветру»

«Танец молнии»

Длительность звука и чувство ритма

  • познакомить с понятиями «длительность звука», «ритм», «ритмический рисунок»
  • познакомить с условным обозначением разных по длительности звуков

- развивать чувство ритма, прохлопывая ритмические рисунки знакомых попевок; «Жук» М.Веховой

«Кукушка и сова»

немецкая нар. песня

«Ария лягушек»

Тембровая окраска и тембровый слух

  • дать представление о тембре
  • развивать тембровый слух

- развивать внимание.

Бунин «Звезды»

Дж. Ривз «Лунные феи»

«Звездный дождик»

«Лунный кораблик»

«Горят цветные огоньки»

Все вокруг звучит — обратить внимание на издаваемые звуки разными предметами

-изготовить самостоятельно музыкальный инструмент

-Импровизировать в игре на них «Звездочет»

«Космическая фантазия

«Полька» муз. Александрова

«Разговор звезды и светлячка»

Совместное музицирование

  • закрепить умение прохлопывать «метрическую пульсацию» музыкального произведения совместно с игрой музыкального руководителя

- освоить приемы игры на музыкальных инструментах

  • воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам

- учить прислушиваться к игре товарищей, работать над выразительностью исполнения. «Рондо с палочками»

муз. С. Слонимского

«Деревянные разговоры»

«Камаринская» Чайковского

«Марш» муз. Шульгина «Полька» муз. Александрова «Вальс» муз. Майкапара

Музицирования с использованием аккомпанемента «звучащих жестов»

  • познакомить с звучащими жестами
  • развивать навыки восприятия музыки, учить на слух определять количество частей в музыкальном произведении
  • учить тактировать произведения размером2/4
  • воспитывать умение играть ансамблем, держать свою партию

- воспитывать выдержку, слуховой контроль. «Игрушки» Степанова

«Прыг-скок» В. Данько

«Лошадка» муз. Давыдовой

«Вальс» муз. Майкапара

Наш оркестр.

-Расширить и углубить знания о музыкальных инструментах, их видах, группах.

  • дать понятия ударные

духовые, струнные инструменты «Утренние звуки» Э.Фарджен

«Аквариум» Т.Коти

«Как у наших у ворот» р.н. п

«Кукушкин вальс» Ч.Остен

«Вальс петушков»

И. Стрибог

Нотная грамота -дать понятия музыкальные ключи

  • названий нот

Игра по нотам на металлофоне, Попевки «Жук», «Кукушка», «Петушок» Аудиокассета «Звуки окружающего мира».

Р.н. песня «Петушок»

«Музыкальный букварь

Гамма до мажор – до минор.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на основе государственной программы по музыкальному развитию дошкольников в нем я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства организации музыкально-образовательной работы в детском саду, использование которых способствует развитию элементов абстрактного мышления, произвольной памяти, музыкальных способностей, возникновению у детей интереса к музыке.

В результате работы кружка мне удалось достичь стабильно высоких результатов, в исполнительской деятельности. По результатам диагностики музыкальных способностей детей в конце учебного года показали: высокий уровень 45%, средний 52% и низкий 3% воспитанников.

Воспитанники кружка «Веселые колокольчики», являются постоянными участниками мероприятий проводимых в ДОУ. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Следующим этапом работы я планирую добавить к кружку игре на музыкальных инструментах, вокальную группу.

Методическое и дидактическое обеспечение.

  1. «Детский оркестр» С. Бублей
  2. «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем с тобой играть» М.Ю. Новицкая
  3. «Развитие музыкальных способностей детей» М. А. Михайлов
  4. “Фольклор – музыка – театр”. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками, под редакцией С.И. Мерзляковой.
  5. “Музыкальное воспитание дошкольников” Г.П. Новикова. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
  6. “Музыкальный руководитель” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
  7. “Музыкальная палитра” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
  8. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” Н.Г. Кононова. Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.
  9. “Камертон” Э.П. Костина. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год