Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности
Занятия по Музыке
Автор: Наталья Курбесова   
13.03.2015 09:24

Творческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельностиТворческое взаимодействие взрослых и детей в театрально-игровой деятельности

«Духовная жизнь ребенка полноценна
тогда, когда он живет в мире игр,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он — засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский

В практике музыкального воспитания детей все основные формы работы – занятия, праздники, развлечения – проводятся с использованием театрализованных игр. Введение в мир театра, в мир условности, игры позволяет многостороннее раскрыться природным данным, заложенным в каждом ребенке.

Известна огромная сила воздействия театрализованной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности. Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки различных человеческих способностей и, в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир.

От чего зависит успех использования театрализованной деятельности в детском саду? Конечно, от увлеченности, искреннего интереса к данной деятельности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Этот обоюдный интерес и увлеченность помогают создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, раскрыть собственные возможности и способности, увидеть и услышать все разнообразие красок и звуков, которые нас окружают.

Однако, кроме увлеченности, необходимо еще владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным и игровым, а также знаниями, которые помогают педагогу видеть, какое воздействие оказывают те или иные задания на ребенка, какие психические процессы они активизируют и развивают. Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, удовлетворение желаний. Не следует бояться неудачи – эти ситуации прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать свой проигрыш, воспитывают способность уступать другому. А это так важно в нашей жизни!

Театрализованные игры можно рассматривать и как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях таких игр тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Таким образом, совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников (взрослых и детей) ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а так же многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.).

Театрализация – это маленький спектакль и в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям.

Объединение нескольких видов искусств, основанное на универсальных компонентах художественного языка и обогащающее каждый из них, создает уникальные возможности для художественного развития детей.

Музыкальные игры-драматизации предполагают объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики, пантомими-ки, при этом все они подчиняются главной задаче – созданию художественного образа.

Поэтому в нашем детском саду сложился интегрированный подход к музыкально-театрализованной деятельности. Это помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ, служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Благодаря созданию системы интегрированных занятий, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Интеграция содержания как путь личностного развития дошкольников предоставляет ребенку возможность ярче проявить себя в том или ином виде деятельности.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности), а так же памяти и внимания. С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Интеграции содержания музыкальной и театрализованной деятельности предшествовало освоение новых, здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, групповое творчество, музыкально-ритмические пальчиковые игры, танцы- «превращения», речевые игры и упражнения и др.), направленных на снятие эмоционального напряжения, регулирования нагрузок у детей. В результате освоения данных технологий нами было выбрано художественно-эстетическое направление работы, объединяющее театрализованную и музыкальную деятельность. Цель этого направления – развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллекту-ального потенциала через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщения к культурным ценностям.

Развитие личности ребенка, его творческих, артистических способностей в нашем ДОУ осуществляется при активном использовании в едином педагогическом процессе программ О. Куревиной «Синтез искусств», Н. Сорокиной «Театр – творчество — дети», Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», серии методических пособий А. Бурениной «Театр всевозможного».

Отбор содержания из дошкольных методик с целью их рацио-нального комплексирования позволил нам составить методическую разработку «Прекрасное рядом», где прослеживается взаимосвязь музыкальной и театрализованной деятельности. Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности: в театральной – движения, жесты, мимика, речевая интонация, позы; в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, му-зыкальная интонация и др.

Цель данной методической разработки – создание целостной картины мира путем интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем.

Задачи данной методической разработки:

  • формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
  • развитие воображения и ассоциативного мышления
  • стимулирование творческой активности, свободы

эмоциональной раскованности;

Задачи реализуются с учетом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации разработки «Прекрасное рядом» — на ребенка, его непосредственную реакцию на произведения искусства.

В основе нашей работы с детьми в рамках интеграции находится модульный блок, разработанный для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Построение его по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи различных видов искусств с сохранением содержательной преемственности и последовательности в развитии общего эстетического процесса.

Мы пришли к выводу, что интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров-развлечений, праздников. Поэтому нами разработан цикл интегрированных занятий по музыкально-театрализованной деятельности для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Количество таких занятий в учебном году – 9 в каждой возрастной группе. Проводит их музыкальный руководитель.

Своеобразным результатом музыкально-театрализованной деятельности в нашем ДОУ является работа театрального кружка «Балаганчик». План работы его мы выстроили в форме «проектной таблицы». В ней педагог отмечает включение репертуара в различные формы работы с детьми – как фронтальные, так и индивидуальные занятия, а также другие формы: утренняя гимнастика, аэробика, досуги, в содержание которых входят различные творческие задания на создание пластических, песенных импровизаций, театральных этюдов и т.д. В течение учебного года дети представляют два-три театрализованных представления в каждой возрастной группе.

В основе театрализованного представления лежит игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Игра-драматизация вырастает из репетиций, которые мы понимаем не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке театрализованного представления уместна и «генеральная репетиция», в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию – подготовку спектакля. Хотя это и достаточно большая нагрузка на детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нем. Первые репетиции проводятся не после того, как дети выучили текст, а почти с самого начала работы над пьесой. В отличие от работы со взрослыми, преследующей другие цели, с детьми очень важно создать условия для разворачивания сюжетно-ролевой игры (то есть перекинуть психологический мостик от ролевой игры к театрализованной), а для этого необходимо заинтересовать юных актеров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или принять свою роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения в данном образе. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью – разыгрыванием сказки, где создаются ситуации, требующие самостоятельного решения. С этой точки зрения организация театрализованных представлений требует от педагога не только педаго-гического мастерства, но и режиссерского таланта.

Часто взрослые сами играют некоторые роли в спектаклях. Это наиболее плодотворный путь, так как дети «заражаются» примером своего воспитателя, наравне с ним участвуют в спектакле.

К придумыванию сюжетов мы привлекаем детей, а иногда и их родителей, и, таким образом, весь процесс – от замысла до реализации — превращается в совместное творчество. Ведь современные подходы к развитию детского творчества ориентируют педагогов на создание условий, в которых ребенок занимает субъектную (активную) позицию, то есть именно ему, ребенку, а не взрослому принадлежит право выбора, право проявить себя, выразить свою мысль и т.д.

Для этого мы используем технологию, в основе которой — обыгрывание известных и понятных детям ситуаций. Их можно представить в виде смысловых моделей, являющихся опорой в процессе совместного сочинительства. Важно, чтобы выбранный сюжет или ситуация были понятны и интересны детям, иначе они не смогут самостоятельно придумывать и будут ждать подсказки от взрослого.

Сначала детям предлагаются для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закрепленные в бытовой культуре как известные обряды или традиции, семейные праздники такие, как новоселье (вспомним сказку «Кошкин дом»), приход гостей, либо наоборот, когда мы идем в гости (например, на день рождения Снегурочки), свадьба и т.д.

Так, например, при обыгрывании «свадьбы» сюжетными «опорами» являются роли и традиционные действия персонажей: невеста, жених, гости, подарки, пожелания, незваный гость, счастливый конец. Так же детям предлагается:

  • придумать и изготовить эскизы костюмов, атрибуты для игр, декорации (или их элементы)
  • подобрать музыку для танцев, для характеристики персонажей
  • придумать, в каком жанре обыграть историю (театр игрушки, кукольный или теневой театр, в жанре пантомимы, мюзикла и т.д.).

Придумать историю можно и на основе модели «Сказочные персонажи в гостях у детей», используя те же способы и приемы включения детей в совместную деятельность с педагогом.

Сочинить новый сюжет можно путем пересказывания событий в обратной последовательности, либо изменив характеристики персонажей, мотивы их поступков (например, вспомним мультфильм «Волшебная сила искусства» по сказке «Волк и семеро козлят»).

Своеобразной основой для сочинения сказки (истории) и дальнейшего ее разыгрывания является карта-схема. Ее символы помогают выстроить сюжет, являясь опорой для проявления детской фантазии, воображения, дают некоторые подсказки, которые у каждого ребенка получают свое развитие. Карта-схема может быть составлена как педагогом, так и детьми. Работать по ней можно индивидуально и коллективно. В первом случае каждый ребенок рассказывает свою историю, а затем выбирается наиболее удачный вариант. Он то и используется для дальнейшего обыгрывания. Во втором случае сказку придумывают все вместе.

Дети могут проявить свои творческие способности, разыгрывая сказку под пение взрослых (по типу фонограммы). Такой спектакль можно поставить в театре игрушки, кукольном или теневом театре, в жанре пантомимы.

Очень важно, чтобы педагог вне зависимости от выбранной игровой модели, в процессе сочинения сюжета, обыгрывания конкретных действий постоянно заострял внимание на нравственной стороне конфликта, пояснял, кто прав, а кто виноват, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Это главная «сверхзадача» любого игрового сюжета, несущая нравственный смысл.

В ходе интегрированного способа организации воспитательно-образовательного процесса, использования технологии моделирования различных игровых ситуаций для сочинения и обыгрывания

  • отмечается повышенный интерес к музыкально — театрализованной деятельности
  • многосторонне раскрываются природные данные, заложенные в каждом ребенке
  • проявляется особая широта интересов (что в последующем может стать основой многообразного опыта)
  • активизируется игровая мотивация
  • повышается познавательная активность
  • расширяется кругозор
  • воспитываются положительные качества личности

В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что служит необходимой предпосылкой для становления целенаправленной учебной деятельности. Улучшились показатели по таким разделам, как «элементарное музицирование» на 6%, «детское музыкальное творчество» на 7%.

Результаты работы по составлению методической разработки «Прекрасное рядом», цикла интегрированных занятий по музыкально-театрализованной деятельности, использованию технологии моделирования игровых ситуаций показывают целесообразность и обоснованность предлагаемого в них подхода к художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год