Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Практикум для воспитателей "Синтез искусства-дорога в детство"
Занятия по Музыке
Автор: Петрова Марина Васильевна   
21.10.2014 20:27

Практикум для воспитателей Синтез искусства-дорога в детствоПрактическое занятие для педагогов «Синтез искусства - дорога в детство»

Задачи: Донести до педагогов значимость интегрированного подхода при знакомстве детей с классической музыкой. Понять разноплановую  природу синтеза искусств с точки зрения дошкольного воспитания. Помочь педагогам развивать в детях цветомузыкальных слух, творческое воображение и ассоциативное мышление.

Оборудование: Бумага для рисования формата «А 4» каждому педагогу, акварельные краски, кисти.

Сообщение музыкального руководителя:

«Синтез, интеграция, творчество» – каждый из нас по-своему понимает суть этих терминов. В переводе с греческого synthesis -  это соединение, сочетание, составление. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к целостности воссоздания мира, сведение обособленных, специализированных, добытых анализом знаний в единое целое. Но только в детстве человек способен  ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Так, колыбельная песня для малыша не отделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери.

Чтобы «заговорить» с ребёнком на одном языке, необходимо объединить зрительные, слуховые и художественно-эстетические ощущения.

Такой педагогический подход созвучен природе самого ребёнка.

У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец  - движением, поэзия играет смыслами, заключёнными в созвучиях языковых форм.

По мнению музыковеда Л.Сабанеева, всякое художественное произведение синтетично, так как рождается в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством. Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально-образный словарь.  Взаимопроникновение элементов языковой структуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчётливо: весёлую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). Описание сердитого, затаённого, угрюмого характера музыки замечательно дополняет эпитет «мрачная» - он подключает наше восприятие к зрительным ассоциациям.

Дети склонны фантазировать, но их эмоционально-образный словарь довольно беден, поэтому чтобы придать восприятию музыки не только чувственность, но и особую глубину и осознанность, необходимо совместно с ними найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и те ощущения, которые эти цвета вызывают. Например, стоит педагогу использовать при характеристике музыкального произведения эпитет «тусклая», как у детей появятся уточнения (они могут видеть мелодию коричневой, серой, чёрной).

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом или художественно-изобразительном, дошкольникам недостаточно прямого, невербализованного «общения» с классической музыкой. На первых этапах знакомства с произведением необходимо проживание музыкальных интонаций в словах: дети должны осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства и эмоции она вызывает. Иногда, чтобы подобрать эпитеты, адекватные музыкальному образу, ребёнок должен почувствовать его в движениях или беспредметном рисовании.

У каждого человека свой путь, который помогает ему войти в мир классической музыки. Педагогу необходимо знать эмоциональные особенности реакции детей на музыку различного характера, разбираться в свойствах изобразительного материала. От выбора художественной техники зависит успех детского творчества. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создать изображение (восковые мелки, пастель, сангина, акварель). Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование  - пятном, точками, линиями. Это позволяет каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Техника, в которой детям предстоит передавать музыкальные впечатления, не должна быть трудоёмкой, затратной во времени. Даже переключение внимания с графической задачи на колористическую может отвлекать от музыки, разрушая целостное художественно-эстетическое впечатление.

 

Практическая часть: интегрированное занятие «Музыка и настроение»

 

Педагогам предлагается прослушать музыкальное произведение И.Баха «Шутка», определить его характер (радостный, озорной, лёгкий, непоседливый, игривый, беззаботный);

Вопрос: «Когда, в каких случаях можно испытывать подобные чувства?»

(«Когда хорошее настроение», «Когда праздник», «Когда дарят подарки»)

 

Предлагается для слушания произведение Шумана «Грёзы»

Проводится разбор произведения по аналогии (настроение мечтательное, грустное, тоскливое; когда скучали по маме, когда шёл дождь за окном, когда болели)

 

Музыкальный руководитель: Люди по-разному выражают свои чувства. Одни, испытывая обиду и грусть, плачут. Другие отходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться. Третьи жалуются на обиды и огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится. А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета?

Какие краски вам кажутся весёлыми, радостными, а какие – печальными, мрачными? (Ответы педагогов)

Каждый из нас может видеть настроение по-разному. Сейчас мы попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку Шумана. Попытаемся сопроводить её звучание акварельными рисунками.

Звучит музыка. Педагоги рисуют.

 

Не хочется прощаться с таким унылым настроением, поэтому вспомним пьесу, которую слушали вначале.

Звучит «Шутка» Баха.

Какое название могло бы подойти для этой музыки? (педагоги высказывают предположения: «Игра», «Солнечные зайчики», «Искорки»)

На другом листочке мы дадим весёлым, радостным краскам немного поиграть, потанцевать, пошутить под «Шутку» И.С.Баха. Если на одном листе встречаются светлые, яркие, солнечные краски, - получается праздник. Музыка Баха поможет нам выбрать для этого праздника лёгкие, звонкие, озорные цвета.

(Слушая музыку Баха, взрослые в технике акварельного размыва передают своё цветомузыкальное настроение)

В конце занятия сравниваются две акварельные работы. Совместно делается вывод: краски могут помочь человеку в передаче и радостного настроения, и грустного.

Подобный синтез искусство помогает и детям лучше ощутить, воспринять, освоить музыкальные впечатления, творчески и свободно выразив своё отношение к воспринимаемому  музыкальному образу.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год