Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации
Детская цифровая камера GSMIN Fun

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Практикум для воспитателей "Синтез искусства-дорога в детство"
Занятия по Музыке
Автор: Петрова Марина Васильевна   
21.10.2014 20:27

Практикум для воспитателей Синтез искусства-дорога в детствоПрактическое занятие для педагогов «Синтез искусства - дорога в детство»

Задачи: Донести до педагогов значимость интегрированного подхода при знакомстве детей с классической музыкой. Понять разноплановую  природу синтеза искусств с точки зрения дошкольного воспитания. Помочь педагогам развивать в детях цветомузыкальных слух, творческое воображение и ассоциативное мышление.

Оборудование: Бумага для рисования формата «А 4» каждому педагогу, акварельные краски, кисти.

Сообщение музыкального руководителя:

«Синтез, интеграция, творчество» – каждый из нас по-своему понимает суть этих терминов. В переводе с греческого synthesis -  это соединение, сочетание, составление. Для большинства из нас потребность в синтезе – это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к целостности воссоздания мира, сведение обособленных, специализированных, добытых анализом знаний в единое целое. Но только в детстве человек способен  ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Так, колыбельная песня для малыша не отделима от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери.

Чтобы «заговорить» с ребёнком на одном языке, необходимо объединить зрительные, слуховые и художественно-эстетические ощущения.

Такой педагогический подход созвучен природе самого ребёнка.

У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец  - движением, поэзия играет смыслами, заключёнными в созвучиях языковых форм.

По мнению музыковеда Л.Сабанеева, всякое художественное произведение синтетично, так как рождается в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством. Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально-образный словарь.  Взаимопроникновение элементов языковой структуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчётливо: весёлую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). Описание сердитого, затаённого, угрюмого характера музыки замечательно дополняет эпитет «мрачная» - он подключает наше восприятие к зрительным ассоциациям.

Дети склонны фантазировать, но их эмоционально-образный словарь довольно беден, поэтому чтобы придать восприятию музыки не только чувственность, но и особую глубину и осознанность, необходимо совместно с ними найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и те ощущения, которые эти цвета вызывают. Например, стоит педагогу использовать при характеристике музыкального произведения эпитет «тусклая», как у детей появятся уточнения (они могут видеть мелодию коричневой, серой, чёрной).

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом или художественно-изобразительном, дошкольникам недостаточно прямого, невербализованного «общения» с классической музыкой. На первых этапах знакомства с произведением необходимо проживание музыкальных интонаций в словах: дети должны осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства и эмоции она вызывает. Иногда, чтобы подобрать эпитеты, адекватные музыкальному образу, ребёнок должен почувствовать его в движениях или беспредметном рисовании.

У каждого человека свой путь, который помогает ему войти в мир классической музыки. Педагогу необходимо знать эмоциональные особенности реакции детей на музыку различного характера, разбираться в свойствах изобразительного материала. От выбора художественной техники зависит успех детского творчества. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создать изображение (восковые мелки, пастель, сангина, акварель). Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование  - пятном, точками, линиями. Это позволяет каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Техника, в которой детям предстоит передавать музыкальные впечатления, не должна быть трудоёмкой, затратной во времени. Даже переключение внимания с графической задачи на колористическую может отвлекать от музыки, разрушая целостное художественно-эстетическое впечатление.

 

Практическая часть: интегрированное занятие «Музыка и настроение»

 

Педагогам предлагается прослушать музыкальное произведение И.Баха «Шутка», определить его характер (радостный, озорной, лёгкий, непоседливый, игривый, беззаботный);

Вопрос: «Когда, в каких случаях можно испытывать подобные чувства?»

(«Когда хорошее настроение», «Когда праздник», «Когда дарят подарки»)

 

Предлагается для слушания произведение Шумана «Грёзы»

Проводится разбор произведения по аналогии (настроение мечтательное, грустное, тоскливое; когда скучали по маме, когда шёл дождь за окном, когда болели)

 

Музыкальный руководитель: Люди по-разному выражают свои чувства. Одни, испытывая обиду и грусть, плачут. Другие отходят в сторонку и ни с кем не хотят общаться. Третьи жалуются на обиды и огорчения. Некоторые никому не показывают своего горя, и только по их глазам мы можем понять, что человек печалится. А как вы думаете, можно ли передать музыкальное настроение с помощью цвета?

Какие краски вам кажутся весёлыми, радостными, а какие – печальными, мрачными? (Ответы педагогов)

Каждый из нас может видеть настроение по-разному. Сейчас мы попробуем узнать, как вы услышали и «увидели» музыку Шумана. Попытаемся сопроводить её звучание акварельными рисунками.

Звучит музыка. Педагоги рисуют.

 

Не хочется прощаться с таким унылым настроением, поэтому вспомним пьесу, которую слушали вначале.

Звучит «Шутка» Баха.

Какое название могло бы подойти для этой музыки? (педагоги высказывают предположения: «Игра», «Солнечные зайчики», «Искорки»)

На другом листочке мы дадим весёлым, радостным краскам немного поиграть, потанцевать, пошутить под «Шутку» И.С.Баха. Если на одном листе встречаются светлые, яркие, солнечные краски, - получается праздник. Музыка Баха поможет нам выбрать для этого праздника лёгкие, звонкие, озорные цвета.

(Слушая музыку Баха, взрослые в технике акварельного размыва передают своё цветомузыкальное настроение)

В конце занятия сравниваются две акварельные работы. Совместно делается вывод: краски могут помочь человеку в передаче и радостного настроения, и грустного.

Подобный синтез искусство помогает и детям лучше ощутить, воспринять, освоить музыкальные впечатления, творчески и свободно выразив своё отношение к воспринимаемому  музыкальному образу.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (120) выйдет
1 ноября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год