Конспект организованной образовательной деятельности по ФМП в младшей группе на тему «Один. Много. Ни одного». |
Математика детям | |
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна | |
30.06.2025 19:25 | |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел: Формирование математических представлений Возрастная группа: младшая Выполнил: воспитатель Ахметова Гульназ Масабиховна, Стаж в данной должности 16 лет, Имеющаяся категория: первая Цель: способствовать обучению детей понимать слова много, один, ни одного. Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Предварительная работа. Сравнение количества предметов «один-много», сравнение величины однородных предметов «маленький-большой», группировка предметов по цвету. Средства реализации: игрушка – Ёжик, корзина, листья, большие и маленькие круги. Информационно-коммуникативные технологии: Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, практический. Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное». Ход организованной образовательной деятельности 1. Организационный момент: «Подари улыбку»: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся. Воспитатель. Дети, сегодня к нам в гости кто – то пришел. А кто же это? Вы узнаете, если отгадаете загадку Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж) Воспитатель. Правильно. (Вход ежика. Дети здороваются с ним). Воспитатель. Ежик из лесу принес нам в корзинке букет из осенних листочков. (Воспитатель сажает Ежика на стульчик). Воспитатель. Дети, а сколько в корзине листьев? Дети. Много. Воспитатель. Правильно. (Звук ветра. Воспитатель рассыпал из корзины листья на пол). Воспитатель. Дети, подул ветер и рассыпал наши листья на пол. Скольколистиков оказалось на полу? Дети. Много. Воспитатель. А теперь сколько листиков осталось в корзине? Дети. Ни одного Воспитатель. Правильно. А теперь каждый возьмите по одному листочку. (Воспитатель по очереди обращается к детям). Воспитатель. Сколько листиков лежит в корзинке? Дети. Ни одного. Воспитатель. Я положу в корзинку один листик. Сколько листиков стало в корзинке? Дети. Один. Воспитатель. Теперь вы возьмите по одному листику и положите в корзинку. (Дети складывают листья в корзину). Воспитатель. Сколько листочков ты положил в корзину? Дети. Один. Воспитатель. Сколько листочков в корзине? Дети. Много. Воспитатель. Сколько листочков у тебя в руках? Дети. Ни одного. (Дети садятся за столы). Воспитатель. Дети, давайте посмотрим, что же еще нам Ежик нам принес. (Воспитатель достает из корзины круги). Воспитатель. Дети, а что это? Дети. Круги. Воспитатель. А какого они цвета? Дети. Один желтый, один зеленый. Воспитатель. А круги одинаковые? Ежик тоже не может понять какой из них большой, а какой маленький. Поможем ему разобраться? Дети. Да. Воспитатель. Мыберем зеленый круг, держим его левой рукой, а указательным пальчиком правой руки ведем по контуру. Мы долго ведем. Почему? Дети. Потому, что он большой. Воспитатель. А теперь берем красный круг, также держим его левой рукой, указательным пальчиком правой руки ведем по контуру. Этот круг мы обвели быстрее, чем зеленый. Почему? Дети: Он маленький. Воспитатель. А еще по другому можно проверить какой круг больше, а какой круг меньше. На желтый круг кладем зеленый круг. И мы видим край зеленого круга. Желтый круг не закрывает зеленый. Почему? (Дети выполняют задание вместе с воспитателем). Дети. Потому, что зеленый больше желтого. Воспитатель. Правильно. Воспитатель. Ежик что-то загрустил. Давайте мы его развеселим, поиграем в игру «Большой-маленький». Дети. Да. (На полу лежат большие и маленькие обручи. Под звук бубна дети ходят по паласу. Бубен замолкает, воспитатель показывает большой (маленький) круг. Дети должны по команде воспитателя найти соответствующий обруч и становится вокруг него. Проиграть 2-3 раза.) Воспитатель. Гость наш доволен, он улыбается! Вот видишь, Ежик, какие дети молодцы! Развеселили тебя. Воспитатель. Дети, а кто к нам в гости приходил? Как мы ему помогли? Ежик говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. Ему пора возвращаться в лес, он прощается с нами и дарит эту корзину с осенним букетом. (Ежик уходит) Воспитатель. Ежик просит разложить круги по коробкам: большие круги в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мы поможем Ежику? Дети. Да. Воспитатель. Посмотрите на свои круги. Покажите большой круг. Покажите маленький круг. (Дети показывают) (Раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью). Воспитатель: – Посмотрите, какая это коробка? – А эта коробка какая? - Дети, большой кубик я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку. – Вот мы и помогли Ежику: большие круги сложили в большую коробку, а маленькие — в маленькую коробку. Вот видишь, Ежик, какие дети молодцы! Воспитатель: — Дети, вспомним, что сегодня вам запомнилось с нашего занятия. Гость наш доволен, он улыбается! В следующий раз мы тебе ещё что-нибудь интересное покажем! (Ежик благодарит детей и уходит). ФЭМП младшая группа «Сравнение предметов по длине» Цель: сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинная», «короткая» Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ход занятия Воспитатель: Доброе утро ребята (раздается стук в дверь и плач. Входят две куклы (игрушки) одна большая другая маленькая). Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Дети: куклы Воспитатель: Давайте пожелаем им доброе утро и пригласим вместе поиграть Дети: Доброе утро Воспитатель: (усаживаю игрушки напротив детей на стульчики) Что-то грустные наши куклы, они пришли к нам с проблемой, у них есть ленточки и они никак не могут их поделить. Давайте им поможем. Поможем? Посмотрите, а куклы одинаковые по размеру? Дети: Нет, одна маленькая, другая большая Воспитатель: Давайте вместе подумаем, какую ленточку кому будем завязывать (помещаю обе ленточки на доску) Воспитатель: Какого цвета эта ленточка? Дети: красного Воспитатель: Правильно, молодцы! А эта? Дети: синяя Воспитатель: Правильно. Чем еще отличаются ленты? Дети: Одна длинная, другая короткая Воспитатель: Давайте, сравним их по длине. Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой. Какого цвета длинная лента? ИМЯ РЕБЕНКА…, проведи по ней пальчиком. Молодец. Воспитатель: Какого цвета короткая лента? ИМЯ РЕБЕНКА…,, проведи по ней пальцем. Умница! Какую ленту мы подарим большой кукле? Дети: Длинную Воспитатель: Какую ленту — маленькой? Дети: короткую Воспитатель: (по ходу завязываю игрушкам ленты) У кого лента длиннее? Дети: у большой куклы Воспитатель: У кого короче? Дети: у маленькой Воспитатель: Какие нарядные стали куклы. Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку. Физминутка "МАША-РАСТЕРЯША" Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону) Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение) И на стуле нет, (руки вперёд, в стороны) И под стулом нет, (присесть, встать, развести руки в стороны) На кровати нет, (руки опустили) Под кроватью нет. (поднять, опустить плечики) Вот какая Маша, (наклоны головы влево-вправо,) Маша растеряша! ( «погрозить» указательным пальцем). (дети садятся за столы. У каждого на столе лист бумаги с четырьмя домиками – красным, синим, желтым и зеленым. Посередине стола находятся полоски одинаковой ширины белого и коричневого цвета по две на каждого ребенка. Длина полоска равна расстоянию между желтым и зеленым домиками, другая равна расстоянию между синим и красным) Воспитатель: Куклы построили себе домики и еще не успели проложить между домами дорожки, а весной, когда тает снег, на улице много воды и грязи и невозможно ходить друг к другу в гости. Мы можем помочь куклам? Дети: да Воспитатель: Каким образом? Дети: проложить дорожки Воспитатель: у меня есть вот такие полосочки, и у вас на столах лежат такие же, как вы думаете они нам подойдут для дорожек? Дети: да Воспитатель: Скажите какого цвета домики? Дети: желтого, зеленого, синего, красного Воспитатель: Давайте возьмем полосочки «дорожки» и положим их между домиками. Между синим и красным домиками дорожка короткая. Какой должна быть дорожка между синим и красным домиками? Дети: короткая Воспитатель: Между желтым и зеленым домиками дорожка длинная. Какой должна быть дорожка между желтым и зеленым домиками? Дети: длинная Воспитатель: Чем отличаются дорожки у верхних и нижних домиков? Дети: одна дорожка коричневая, а другая – белая, одна длинная, а другая – короткая. Воспитатель: полоски отличаются цветом и длиной. Между какими домиками дорожка длинная (короткая)? Дети: ответы детей Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями, куклы очень рады, что мы помогли правильно подобрать им ленточки, что проложили красивые и удобные дорожки и говорят нам «спасибо». Давайте их проводим и скажем до свидания. Рефлексия: Кто приходил к нам в гости? Что с ними случилось? Чем мы с вами сегодня занимались? Какого размера были ленточки? Каких цветов были дорожки? Молодцы ребята хорошо позанимались. Тема: «Подарки от куклы Маши» Цель: Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно- двигательным путем. Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, поезд без колёс, поднос, салфетка. Раздаточный материал. Круги одинакового размера и цвета, уточки. Ход занятия: В: Ребята, посмотрите к нам пришла в гости кукла Маша и принесла с собой корзинку. Посмотрим что там у неё лежит. (достает круг) В: Ребята, скажите Что это? Д: Круг В: Да ребята, это круг (обводит его рукой и предлагает нескольким детям обвести круг). В: Ребята, возьмите из корзины по одному кругу. Алина, что у тебя в руке? (круг) Миша, что ты взял из корзины? (круг). Артём, скажи мне какого цвета твой круг? В: Ребята обведите круг рукой и скажите мне можно круг катать? Да, можно правильно. Ребята, а у меня есть поезд, хотите я вас прокачу? Ой, ребята, посмотрите, а можно ехать на этом поезде? Д: Нет. В: А почему нельзя? Правильно потому что нет колес. А где же нам взять колеса? А какой формы бывают колеса? Д: Круглой. В: Да, круглой. А наши круги подойдут? Подставляйте ваши круги (колеса) к поезду. Поезд готов и мы сейчас с вами отправимся в путь и возьмем с собой куклу Машу. (Песенка «Вот поезд наш едет колёса стучат…) В: Вот мы с вами приехали на пруд, посмотрите, кто это? (Снимает с подноса салфетку) Д: Уточки. В: Настя, сколько уточек? –Много. (просит некоторых детей ещё раз назвать). В: Ребята, возьмите себе по одной уточке? В: Сколько каждый из вас взял уточек? –Одну уточку, правильно. В: А сколько уточек осталось на подносе? Д: Ни одной. В: А давайте поиграем с уточками! Физминутка. Утка рано по утру Всех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу) Эй, утятки, не ленитесь, На носочки становитесь (ходьба на носочках) Научу я вас нырять, Желтых, маленьких утят. (наклоны головой) А теперь полетов время, Машем крыльями умело. (махи руками вверх — вниз) Не печальтеся, утятки! Завтра, рано по утру, Снова вас веду к пруду (прыжки с хлопками над головой — утята радуются) В: Ребята, представив с вами, что это пруд с водой. А как же сделать так чтобы в пруду стало много уточек? Правильно нужно пустить уточек в воду. Сейчас вы все по очереди запустите уточек. Адиле, скажи пожалуйста, сколько уточек ты пустила в воду? — одну Саша, а сколько уточек у тебя в руке? — ни одной. Элина, а сколько уточек стало в пруду? – много. В: Правильно уточек в пруду стало много. Молодцы ребята, но нам пора возвращаться в группу, сейчас мы с вами поедем обратно. Ребята кукла Маша тоже собирается домой давайте попрощаемся с ней и дружно скажем ей До свидания. Ребята, скажите мне, что мы с вами сегодня делали? Ответы детей. Молодцы, за вашу отличную работу кукла Маша оставила мне вот такие не большие сюрпризики. (жетончики)
|