НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Морская математика» |
Математика детям | |
Автор: Федорова Мария Владимировна | |
18.08.2025 15:29 | |
Федорова Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №110» г.о. Самара Программное содержание: Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Методические приемы:
Материалы: показ иллюстративного материала (письмо Капитошки), «Кораблик Плюх-Плюх», «Цветные корабли», «Логические Блоки Дьенеша», «Гусь-капитан и Лягушки моряки», иллюстрация Дуба знаний, схема «Строим лодочку», музыкальное сопровождение. Раздаточный материал: геометрическая фигура квадрат (цвет на выбор ребенка), схема «строим лодочку». Ход занятия: Приветствие: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся. Здравствуй солнце золотое! Воспитатель: Ребята, сегодня я получила странное послание. Предлагаю вам посмотреть и послушать, может, вы догадаетесь, от кого оно и что значит? (Предлагаю вниманию детей конверт, в который вложена фотография Капитошки на острове в открытом море. С обратной стороны – письмо.). Дети: рассматривают изображение, высказывают свои предположения. Воспитатель: (читает) «Дорогие друзья! Я живу на лесном острове. Мы с моими друзьями помогаем ребятам получать новые знания с помощью Большого Дуба Знаний. Но вчера на наш лес налетел ураган, сорвал все листья с Большого Дуба Знаний и разметал их по всей округе. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать потерянные листья и принести их на наш лесной остров. Но будьте осторожны, на пути вам могут повстречаться очень трудные испытания. Ещё даю один золотой листок Знаний. Жду вашей помощи!» Ребята, поможем Капитошке и его друзьям собрать золотые листья Большого Дуба Знаний? Дети: Да! Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Давайте в дорогу возьмём Волшебный квадрат, ведь он умеет превращаться в разные полезные вещи. А это нам пригодится в пути. Посмотрим на доску, что у нас впереди? Дети: Море. Воспитатель: Как же мы сможем добраться до Капитошки? Дети: Дети: на корабле, на лодке, на яхте… Воспитатель: Отличная идея! Отправимся в путешествие на лодке. Но для этого нам нужно ее смастерить. Игровое упражнение «Строим лодочки». На магнитной доске 2 квадрата, разделенные на части двумя способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника. Воспитатель уточняет названия фигур и способы их деления на две равные части: «Какие фигуры получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть? Покажите половину квадрата. Что больше: целый квадрат или одна его часть? Что меньше: часть квадрата или целый квадрат? Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать лодочки?» Возьмите волшебные квадраты, поверните ромбом. Теперь загните с левой и правой стороны углы. Сложите квадраты пополам. Что у нас получилось? (Показ схемы) Дети конструируют лодочку (самостоятельно или по схеме). Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Получают золотой листок от Большого Дуба Знаний. Теперь необходимо подготовить лодки к отплытию. Игровое упражнение «Кораблики уходят в море». На магнитной доске 10 корабликов разного цвета. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько всего корабликов уходит в море? В каком направлении вы считали? Посчитайте теперь кораблики справа налево. Сколько всего корабликов? Изменилось ли число корабликов? Правильно, не изменилось. А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет и порядковое место кораблика. Который по счету желтый кораблик? Посчитайте кораблики по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого кораблика? Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо». И вновь вы справились с заданием. И получаем за это золотой листок от Большого Дуба Знаний. Воспитатель: Все в порядке. Прошу вас пройти на борт корабля. (Дети садятся на корабль, построенный из стульев). Воспитатель: До отправления осталось 10 минут. Начинаем обратный отсчет. Счет в обратном порядке. Муз. сопровождение (звуковой сигнал корабля) Воспитатель: Гусь –капитан и его команда лягушки –матросы помогут нам добраться до острова. Отважный кораблик Плывет в океан. Про усталость и скуку, Послушайте загадку для вас: -Мачты по высоте называют так: низкая, высокая, средняя, ниже средней, выше средней. Сколько всего мачт? (дети считают, 5) Верно! Гусь-капитан дает команду. Задание от капитана! Картинка Корабля на доске. -Сколько всего мачт на кораблике? -Сколько всего флажков на самой высокой мачте? -Флажков какого цвета больше всего? какого цвета — меньше всего? -Покажите самую высокую мачту, самую низкую? Молодцы! Справились со всеми заданиями. -Лево руля! (Поверните рули (руки) налево (направо) от себя) -Мы плывем все дальше и дальше, навстречу новым приключениям. Молодцы! Получаем еще один золотой листок! Физкультурная минутка: "Море" Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) К морю быстро мы спустились. Наклонились и умылись. А потом поплыли дружно: Обеими руками – РАЗ! Это – брасс! Одной рукой. Потом другой. Это – кроль! Все как один! Плывем мы как дельфин! Звучит музыка дельфинов. Воспитатель: Ребята, посмотрите, прямо по курсу что-то виднеется. Что это? Дети: Остров. Воспитатель: Это же «Остров спасения». На картинке — Перед островом появляется китёнок. Китенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут китёнок. Я живу в этом море и охраняю «Остров спасения морских обитателей». А что привело вас сюда? Дети: Здравствуй, китенок! Мы спешим на помощь Капитошке. Нам надо помочь ему собрать недостающие лепестки Большого Дуба Знаний. Их всюду разметал ураган. Китенок: У меня есть один листокБольшого Дуба Знаний, но я отдам его вам, если вы справитесь с моими заданиями. Не боитесь трудностей? Дети: Нет! Звуки дельфинов (аудио) Воспитатель: Эти звуки просьбы о помощи. Как вы думаете, что произошло с морскими обитателями? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Ребята, вы правы. Моря загрязнены. Морским обитателям грозит опасность. Предлагаю убрать мусор. Перед вами два утилизатора — синий и желтый, положите в синий утилизатор все большие фигуры, а в желтый — все красные фигуры, но не забывайте, что у двух утилизаторов есть пересечение. Скажите, какой мусор мы положим в их пересечение. Дети: в пересечение мы положим большие красные фигуры (блоки Дьенеша) Игровое упражнение «Очистить море» (с блоками Дьенеша) Китенок: Молодцы, ребята! Все справились с моими заданиями. Вы действительно заслужили золотую чешуйку Большого Плода Знаний, и я с удовольствием отдаю её вам. Сейчас мне пора уплывать, до свидания, ребята. Буду рад видеть вас на острове снова! Дети: До свидания, китенок! Дети садятся на стульчики в «корабле» и плывут дальше. Воспитатель: Ребята, дельфины и морские обитатели очень рады, что вы поняли их зов и пришли на помощь. Ну что ж, нам пора продолжать свой путь. Игровое упражнение «Маршрут кораблей» У детей в руках кораблики. Воспитатель сообщает, что адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики. Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход. Стоп, кораблик“». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя. При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам. Воспитатель: Смотрите, а вот и Капитошка. Мы его нашли. Капитошка: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Воспитатель: Здравствуй, Капитошка! Мы с ребятами получили твоё письмо, прошли все испытания и собрали недостающие золотые листки Большого Дуба Знаний. Только мы не знаем, все ли листочки мы нашли? Капитошка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Сегодня вы показали, что вы умные, смелые ребята, которые всегда могут прийти на помощь. Какие вы молодцы, ребята! Давайте вернём лепестки на Большой Дуб Знаний и увидим, все ли они на месте! (Каждый ребёнок крепит по одному листу на Дуб, видят, что все на месте) Капитошка: Как здорово, что все листья нашлись! Ребята, раз вы смогли собрать все-все листья, значит вы много знаете и умеете. А какие же задания вам пришлось преодолеть? Что особенно понравилось? Какие задания были самыми сложными? Дети: рассказывают о выполненных заданиях и о встрече с героями. Капитошка: Молодцы! Воспитатель: Ну что ж, вот и закончилось наше морское путешествие и нам с ребятами пора возвращаться в группу. До свидания! Капитошка: Спасибо большое вам, ребята! Приходите к нам в гости на лесной остров! До новых встреч! А чтобы вы быстрее оказались в детском саду, я применю волшебную силу: «Эники, бэники, бум, вокруг себя обернись и в детском саду очутись!» Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Молодцы, ребята, преодолели все препятствия.
|