Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Морская математика»
Математика детям
Автор: Федорова Мария Владимировна   
18.08.2025 15:29

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Морская математика»НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Морская математика»

Федорова Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №110» г.о. Самара

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • Формировать умение делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое часть.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и обратном порядке.
  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево).

Развивающие задачи:

 

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  • Способствовать формированию мыслительных операции, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов)
  • Наглядный (использование иллюстраций)
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)
  • Рефлексивный этап. Итог, анализзанятия, поощрение (раскраски).

Материалы: показ иллюстративного материала (письмо Капитошки), «Кораблик Плюх-Плюх», «Цветные корабли», «Логические Блоки Дьенеша», «Гусь-капитан и Лягушки моряки», иллюстрация Дуба знаний, схема «Строим лодочку», музыкальное сопровождение.

Раздаточный материал: геометрическая фигура квадрат (цвет на выбор ребенка), схема «строим лодочку».

Ход занятия:

Приветствие: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, море голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, милый тополёк.

Воспитатель:

Ребята, сегодня я получила странное послание. Предлагаю вам посмотреть и послушать, может, вы догадаетесь, от кого оно и что значит? (Предлагаю вниманию детей конверт, в который вложена фотография Капитошки на острове в открытом море. С обратной стороны – письмо.).

Дети: рассматривают изображение, высказывают свои предположения.

Воспитатель: (читает) «Дорогие друзья! Я живу на лесном острове. Мы с моими друзьями помогаем ребятам получать новые знания с помощью Большого Дуба Знаний. Но вчера на наш лес налетел ураган, сорвал все листья с Большого Дуба Знаний и разметал их по всей округе. Ребята, помогите, пожалуйста, собрать потерянные листья и принести их на наш лесной остров. Но будьте осторожны, на пути вам могут повстречаться очень трудные испытания. Ещё даю один золотой листок Знаний. Жду вашей помощи!»

Ребята, поможем Капитошке и его друзьям собрать золотые листья Большого Дуба Знаний?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! Давайте в дорогу возьмём Волшебный квадрат, ведь он умеет превращаться в разные полезные вещи. А это нам пригодится в пути. Посмотрим на доску, что у нас впереди?

Дети: Море.

Воспитатель: Как же мы сможем добраться до Капитошки?

Дети: Дети: на корабле, на лодке, на яхте…

Воспитатель: Отличная идея! Отправимся в путешествие на лодке. Но для этого нам нужно ее смастерить.

Игровое упражнение «Строим лодочки».

На магнитной доске 2 квадрата, разделенные на части двумя способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника.

Воспитатель уточняет названия фигур и способы их деления на две равные части: «Какие фигуры получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть? Покажите половину квадрата. Что больше: целый квадрат или одна его часть? Что меньше: часть квадрата или целый квадрат? Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать лодочки?» Возьмите волшебные квадраты, поверните ромбом. Теперь загните с левой и правой стороны углы. Сложите квадраты пополам. Что у нас получилось?

(Показ схемы)

Дети конструируют лодочку (самостоятельно или по схеме).

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Получают золотой листок от Большого Дуба Знаний.

Теперь необходимо подготовить лодки к отплытию.

Игровое упражнение «Кораблики уходят в море».

На магнитной доске 10 корабликов разного цвета. Воспитатель спрашивает детей: «Сколько всего корабликов уходит в море? В каком направлении вы считали? Посчитайте теперь кораблики справа налево. Сколько всего корабликов? Изменилось ли число корабликов? Правильно, не изменилось. А теперь посчитайте кораблики по порядку, слева направо, называя цвет и порядковое место кораблика. Который по счету желтый кораблик? Посчитайте кораблики по порядку справа налево, называя цвет и порядковое место. Изменилось ли порядковое место желтого кораблика? Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо». И вновь вы справились с заданием. И получаем за это золотой листок от Большого Дуба Знаний.

Воспитатель: Все в порядке. Прошу вас пройти на борт корабля. (Дети садятся на корабль, построенный из стульев).

Воспитатель: До отправления осталось 10 минут. Начинаем обратный отсчет. Счет в обратном порядке.

Муз. сопровождение (звуковой сигнал корабля)

Воспитатель: Гусь –капитан и его команда лягушки –матросы помогут нам добраться до острова.

Отважный кораблик

Плывет в океан.
Лягушки-матросы,
А Гусь-капитан.
Лягушки забыв

Про усталость и скуку,
В пути изучают
Морскую науку…

Послушайте загадку для вас:

-Мачты по высоте называют так: низкая, высокая, средняя, ниже средней, выше средней. Сколько всего мачт? (дети считают, 5) Верно!

Гусь-капитан дает команду. Задание от капитана!

Картинка Корабля на доске.

-Сколько всего мачт на кораблике?

-Сколько всего флажков на самой высокой мачте?

-Флажков какого цвета больше всего? какого цвета — меньше всего?

-Покажите самую высокую мачту, самую низкую?

Молодцы! Справились со всеми заданиями.

-Лево руля! (Поверните рули (руки) налево (направо) от себя)

-Мы плывем все дальше и дальше, навстречу новым приключениям. Молодцы! Получаем еще один золотой листок!

Физкультурная минутка: "Море"

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

К морю быстро мы спустились.

Наклонились и умылись.

А потом поплыли дружно:

Обеими руками – РАЗ! Это – брасс!

Одной рукой. Потом другой. Это – кроль!

Все как один!

Плывем мы как дельфин!

Звучит музыка дельфинов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, прямо по курсу что-то виднеется. Что это?

Дети: Остров.

Воспитатель: Это же «Остров спасения».

На картинке — Перед островом появляется китёнок.

Китенок: Здравствуйте, ребята! Меня зовут китёнок. Я живу в этом море и охраняю «Остров спасения морских обитателей». А что привело вас сюда?

Дети: Здравствуй, китенок! Мы спешим на помощь Капитошке. Нам надо помочь ему собрать недостающие лепестки Большого Дуба Знаний. Их всюду разметал ураган.

Китенок: У меня есть один листокБольшого Дуба Знаний, но я отдам его вам, если вы справитесь с моими заданиями. Не боитесь трудностей?

Дети: Нет!

Звуки дельфинов (аудио)

Воспитатель: Эти звуки просьбы о помощи. Как вы думаете, что произошло с морскими обитателями?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы правы. Моря загрязнены. Морским обитателям грозит опасность. Предлагаю убрать мусор. Перед вами два утилизатора — синий и желтый, положите в синий утилизатор все большие фигуры, а в желтый — все красные фигуры, но не забывайте, что у двух утилизаторов есть пересечение. Скажите, какой мусор мы положим в их пересечение.

Дети: в пересечение мы положим большие красные фигуры (блоки Дьенеша)

Игровое упражнение «Очистить море» (с блоками Дьенеша)

Китенок: Молодцы, ребята! Все справились с моими заданиями. Вы действительно заслужили золотую чешуйку Большого Плода Знаний, и я с удовольствием отдаю её вам. Сейчас мне пора уплывать, до свидания, ребята. Буду рад видеть вас на острове снова!

Дети: До свидания, китенок!

Дети садятся на стульчики в «корабле» и плывут дальше.

Воспитатель: Ребята, дельфины и морские обитатели очень рады, что вы поняли их зов и пришли на помощь. Ну что ж, нам пора продолжать свой путь.

Игровое упражнение «Маршрут кораблей»

У детей в руках кораблики. Воспитатель сообщает, что адмирал прислал приказ, в котором указано, по какому маршруту должны плыть кораблики.

Воспитатель называет направление движения: «Вперед, налево, направо, задний ход. Стоп, кораблик“». Дети передвигаются с корабликами в соответствии с указаниями воспитателя.

При большом количестве детей упражнение можно организовать по подгруппам.

Воспитатель: Смотрите, а вот и Капитошка. Мы его нашли.

Капитошка: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть!

Воспитатель: Здравствуй, Капитошка! Мы с ребятами получили твоё письмо, прошли все испытания и собрали недостающие золотые листки Большого Дуба Знаний. Только мы не знаем, все ли листочки мы нашли?

Капитошка: Спасибо вам, ребята, за помощь. Сегодня вы показали, что вы умные, смелые ребята, которые всегда могут прийти на помощь. Какие вы молодцы, ребята! Давайте вернём лепестки на Большой Дуб Знаний и увидим, все ли они на месте!

(Каждый ребёнок крепит по одному листу на Дуб, видят, что все на месте)

Капитошка: Как здорово, что все листья нашлись!

Ребята, раз вы смогли собрать все-все листья, значит вы много знаете и умеете. А какие же задания вам пришлось преодолеть?

Что особенно понравилось?

Какие задания были самыми сложными?

Дети: рассказывают о выполненных заданиях и о встрече с героями.

Капитошка: Молодцы!

Воспитатель: Ну что ж, вот и закончилось наше морское путешествие и нам с ребятами пора возвращаться в группу. До свидания!

Капитошка: Спасибо большое вам, ребята! Приходите к нам в гости на лесной остров! До новых встреч! А чтобы вы быстрее оказались в детском саду, я применю волшебную силу: «Эники, бэники, бум, вокруг себя обернись и в детском саду очутись!»

Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Молодцы, ребята, преодолели все препятствия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год