Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика детям
Автор: Мельникова Зимфира Салимьяновна Валеева Розалия Кимовна   
08.02.2025 18:51

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье раскрываются особенности развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста имеет важное значение для их общего интеллектуального и эмоционального развития.

Ключевые слова: математические способности, развитие, дети, младший дошкольный возраст.

  • Мельникова Зимфира Салимьяновна  Старший воспитатель 
  • Валеева Розалия Кимовна  Воспитатель 
МАДОУ детский сад «Теремок» с.Аскарово Республика Башкортостан, Абзелиловский район с.Аскарово 

Актуальность развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста обусловлена не только необходимостью формирования базовых представлений, но и подготовкой к успешному освоению окружающей действительности. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы сенсорных эталонов, логического сравнения предметов по количеству и форме, что способствует развитию навыков анализа и синтеза, умения выявлять закономерности и решать проблемы.

 

Математические способности помогают детям познавать окружающий мир, развивают их когнитивные навыки и критическое мышление. Игровая форма обучения, использующая элементы действия с игрушками и предметами, способствует созданию положительных эмоций, которые важны для восприятия новых знаний.

Важными психолого-педагогическими условиями развития математических представлений является организация занятий в детском саду в соответствии с ФОП ДО и программами, организация деятельности, позволяющей расширять и накапливать сенсорный опыт, обогащение предметно-пространственной среды сенсорными наборами, игрушками, обеспечение взаимодействия с родителями. Среди методических условий можно выделить: разработка программно-методического обеспечения, создание картотек дидактических игр, использование, помощь родителям в повышении их опыта в этом вопросе.

Во второй младшей группе, согласно ФОП ДО воспитатель проводит занятия, в ходе которых осуществляется освоение детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами. Так в ходе игр дети усваивают, где больше количество предметов, а где меньше, какая ленточка короче, а какая длиннее, какая дощечка шире, а какая уже, какое дерево выше, а какое ниже.

В ходе игр с различными предметами (грибочки, матрешки, солдатики и т.д.) воспитатель учит определять, где больше или меньше, где столько же предметов, где поровну, а где не поровну по количеству.

Среди приемов, которые использует педагог, можно назвать практические действия наложения и приложения.

На занятиях, в играх воспитатель расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними.

В ходе игр воспитатель знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник. При этом он активизирует в их речи данные названия. Воспитатель побуждает детей отвечать, что находится ближе, а что дальше. Таким образом, у детей формируются пространственные представления. С помощью сюжетных картинок можно спросить ребенка, что случилось раньше, а что позже. Он помогает ориентироваться в пространстве от себя: «Расскажи, что находится сзади. Что у тебя сверху над головой, а что у тебя снизу под ногами. Где находится машинка слева или справа?». Развивая временныепредставления, воспитатель может задать следующие вопросы: «Когда ты пришел в детский сад? Что ты делал днем? Когда за тобой придет мама?».

Формирование у младших дошкольников математических представлений мы осуществляли в разных видах деятельности детей (были проведены интересные квест-игры на занятии, например «Соберем теремок для героев сказки», «Поможем украсить елочку игрушками разной формы», игровая деятельность «Бабочки и цветочки», «Построим дома по росту»», «Посадим березы в ряд», «Вагоны для поезда». Мы активно использовали счетные палочки, с помощью которых составляли геометрические фигуры и рассказывали детям математические сказки. Например, выстраивали домик из палочек и сообщали, что здесь живет медвежонок (красный кружок), а в другом домике живет зайчик (голубой треугольник). Затем в ходе сказки происходили различные игровые моменты, медвежонку и зайчику надо было сравнить у кого морковок больше, а у кого меньше, разделить поровну грибочки выложить узкую и широкую дорожку через речку, посадить низкое и высокое дерево и т.д.

Мы широко использовали продуктивную деятельность по лепке. Например, детям необходимо было слепить большого колобка и маленького колобка – его друга. В ходе рисования мы просили нарисовать детей большие и маленькие грибочки. В ходе аппликации просили наклеить фары определенного цвета. Нами также проводились подвижные игры на прогулке. Например, мы нарисовали мелками разные фигуры (круги, квадраты, треугольники) и после нашей команды дети должны были занять определенный домик. Также нами проводились сюжетно-ролевые игры, например, магазин.

С целью развития математических представлений нами были изготовленыкрасочныедидактические пособия. Мы изготовили дидактические игры: «Помоги Нюше выбрать бантик», «Помоги Крошу собрать треугольные морковки», «Помоги Копатычу собрать желтые яблочки в маленькую корзинку, а зеленые в большую», «Помоги Совунье посадить елочки по росту».

Наблюдения за детьми показали возможность использования дидактических игр для формирования математических представлений.

Благодаря проводимой работе в детскому саду дети младшего дошкольного возраста активно усваивают основные математические понятия: цвет, счёт, сравнение, группа, форма. Педагоги и родители должны создавать условия для практического применения математических знаний в повседневной жизни, что способствует устойчивому развитию интереса к математике и формированию положительного отношения к познавательным математическим играм и занятиям.

Список использованных источников

  1. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008.
  2. Янушко, Е.А. Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста / Е.А. Янушко // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №3. – С.23-30.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год