ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Математика детям | |||
Автор: Мельникова Зимфира Салимьяновна Валеева Розалия Кимовна | |||
08.02.2025 18:51 | |||
Аннотация: в данной статье раскрываются особенности развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста имеет важное значение для их общего интеллектуального и эмоционального развития. Ключевые слова: математические способности, развитие, дети, младший дошкольный возраст.
МАДОУ детский сад «Теремок» с.Аскарово Республика Башкортостан, Абзелиловский район с.Аскарово
Актуальность развития математических способностей у детей младшего дошкольного возраста обусловлена не только необходимостью формирования базовых представлений, но и подготовкой к успешному освоению окружающей действительности. В младшем дошкольном возрасте закладываются основы сенсорных эталонов, логического сравнения предметов по количеству и форме, что способствует развитию навыков анализа и синтеза, умения выявлять закономерности и решать проблемы.
Математические способности помогают детям познавать окружающий мир, развивают их когнитивные навыки и критическое мышление. Игровая форма обучения, использующая элементы действия с игрушками и предметами, способствует созданию положительных эмоций, которые важны для восприятия новых знаний. Важными психолого-педагогическими условиями развития математических представлений является организация занятий в детском саду в соответствии с ФОП ДО и программами, организация деятельности, позволяющей расширять и накапливать сенсорный опыт, обогащение предметно-пространственной среды сенсорными наборами, игрушками, обеспечение взаимодействия с родителями. Среди методических условий можно выделить: разработка программно-методического обеспечения, создание картотек дидактических игр, использование, помощь родителям в повышении их опыта в этом вопросе. Во второй младшей группе, согласно ФОП ДО воспитатель проводит занятия, в ходе которых осуществляется освоение детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами. Так в ходе игр дети усваивают, где больше количество предметов, а где меньше, какая ленточка короче, а какая длиннее, какая дощечка шире, а какая уже, какое дерево выше, а какое ниже. В ходе игр с различными предметами (грибочки, матрешки, солдатики и т.д.) воспитатель учит определять, где больше или меньше, где столько же предметов, где поровну, а где не поровну по количеству. Среди приемов, которые использует педагог, можно назвать практические действия наложения и приложения. На занятиях, в играх воспитатель расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними. В ходе игр воспитатель знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник. При этом он активизирует в их речи данные названия. Воспитатель побуждает детей отвечать, что находится ближе, а что дальше. Таким образом, у детей формируются пространственные представления. С помощью сюжетных картинок можно спросить ребенка, что случилось раньше, а что позже. Он помогает ориентироваться в пространстве от себя: «Расскажи, что находится сзади. Что у тебя сверху над головой, а что у тебя снизу под ногами. Где находится машинка слева или справа?». Развивая временныепредставления, воспитатель может задать следующие вопросы: «Когда ты пришел в детский сад? Что ты делал днем? Когда за тобой придет мама?». Формирование у младших дошкольников математических представлений мы осуществляли в разных видах деятельности детей (были проведены интересные квест-игры на занятии, например «Соберем теремок для героев сказки», «Поможем украсить елочку игрушками разной формы», игровая деятельность «Бабочки и цветочки», «Построим дома по росту»», «Посадим березы в ряд», «Вагоны для поезда». Мы активно использовали счетные палочки, с помощью которых составляли геометрические фигуры и рассказывали детям математические сказки. Например, выстраивали домик из палочек и сообщали, что здесь живет медвежонок (красный кружок), а в другом домике живет зайчик (голубой треугольник). Затем в ходе сказки происходили различные игровые моменты, медвежонку и зайчику надо было сравнить у кого морковок больше, а у кого меньше, разделить поровну грибочки выложить узкую и широкую дорожку через речку, посадить низкое и высокое дерево и т.д. Мы широко использовали продуктивную деятельность по лепке. Например, детям необходимо было слепить большого колобка и маленького колобка – его друга. В ходе рисования мы просили нарисовать детей большие и маленькие грибочки. В ходе аппликации просили наклеить фары определенного цвета. Нами также проводились подвижные игры на прогулке. Например, мы нарисовали мелками разные фигуры (круги, квадраты, треугольники) и после нашей команды дети должны были занять определенный домик. Также нами проводились сюжетно-ролевые игры, например, магазин. С целью развития математических представлений нами были изготовленыкрасочныедидактические пособия. Мы изготовили дидактические игры: «Помоги Нюше выбрать бантик», «Помоги Крошу собрать треугольные морковки», «Помоги Копатычу собрать желтые яблочки в маленькую корзинку, а зеленые в большую», «Помоги Совунье посадить елочки по росту». Наблюдения за детьми показали возможность использования дидактических игр для формирования математических представлений. Благодаря проводимой работе в детскому саду дети младшего дошкольного возраста активно усваивают основные математические понятия: цвет, счёт, сравнение, группа, форма. Педагоги и родители должны создавать условия для практического применения математических знаний в повседневной жизни, что способствует устойчивому развитию интереса к математике и формированию положительного отношения к познавательным математическим играм и занятиям. Список использованных источников
|