Конспект занятия по формированию элементарных математических действий в старшей группе. «Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов» |
Математика детям | |||
Автор: Литвинова Юлия Петровна | |||
20.01.2025 10:39 | |||
Конспект занятия по формированию элементарных математических действий в старшей группе. «Числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов» Цель: закрепить умение устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип занятия, форма проведения: закрепление и применение полученных представлений, игра-занятие на закрепление Основной дидактический метод: коллективный, дидактический, игровые упражнения Демонстрационный материал: письмо, карточки-цифры 4, 5, 6; карточки-знаки «-», «=»; картинки синицы и синиц на ветке; картинки с изображением журавля, воробья, свиристели, дятла; семена тыквы, кабачка, семечки подсолнечника, высушенные ягоды рябины и боярышника, кормушка. Раздаточный материал: карточки с цифрами; счетные палочки; тряпичные салфетки, пуговицы; распечатанный материал к заданиям 2 и 7. Ход НОД I. Организационный момент. 1. Вступительное слово воспитателя. Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе. «Доброе утро!» — останется с нами. 2. Мотивация учебной деятельности. - Ребята! Сегодня у входа в детский сад на веточке рябины я подобрала письмо. А, чтоб узнать, от кого письмо, отгадайте загадку. Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый. А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль) - Прочитаем письмо от журавля. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пролетая на вашим детский садом, я специально обронил письмо. Я знаю, вы детки сообразительные, отзывчивые, поэтому обращаюсь к вам за помощью. Я – журавль и многие другие перелетные птицы отправляемся в теплые края. Но здесь остаются зимовать наши друзья – зимующие птицы. Как и чем помочь им вы узнаете, выполнив мои задания. Надеюсь на вашу помощь! До скорого!» - Дети, в вашей помощи нуждаются зимующие птицы! Поможете им? (Даа) II. Основная часть. 1. Работа с демонстрационным материалом. Упражнение в счете и воспроизведение заданного количества звуков и движений по образцу и названному числу. - Хлопните в ладоши столько раз, сколько синичек на ветке. - Сколько раз вы хлопнули в ладоши и почему? (Четыре, потому что на ветке четыре синицы.) - Наклонитесь четыре раза. - Топните правой ногой столько раз, сколько синиц на доске всего. - Сколько раз вы топнули ногой и почему? (Пять, потому что на доске всего пять синиц.) - Первое задание журавля выполнили, получаем подсказку и корм! (семена тыквы, кабачка, семечки подсолнечника.) Мы поможем птичкам: Воробьям, синичкам. Им кормушку смастерим И к карнизу прикрепим. Прямо из окошка. Мы насыплем крошки И смешаем их с зерном. Сало выложим потом. Пусть пернатые снуют Угощение клюют. Так поможем им опять Зиму перезимовать. 2. Игра «Число, цифра, предмет» (раздаточный материал) - Какие карточки соединены? (Цифра 4 -4 кубика и 4 кружка.) - Соедините между собой остальные карточки (по аналогии). - Какие карточки соединили между собой? (Цифра 5 – пять чашек, пять кружков; цифра 6 – шесть мячей, шесть кружков.) - За выполненное задание получаем для свиристелей и снегирей высушенные ягоды рябины и боярышника (воспитатель демонстрирует). 3. Игровое упражнение «Волшебная салфетка» (раздаточный материал) - У каждого из вас на столе лежит салфетка. Не открывая ее, наощупь определите количество пуговок. (Дети наощупь определяют количество пуговок и проверяют, поднять салфетку.) (4, 5 или 6 пуговиц.) - Теперь внимательно слушайте количество ударов в бубен. У кого количество подсчитанных пуговиц совпадает с количеством ударов в бубен – поднимают руку. Воспитатель делает шесть ударов в бубен, — дети поднимают руки, у кого совпало с количеством пуговиц под салфеткой. Затем четыре удара, затем пять. Игра повторяется 1 раз. - Молодцы! За выполненную игру получаем от журавля шишки, желуди и орехи — любимый рацион дятлов, клестов и соек. Кстати! Этим же продуктом можно привлечь в кормушку белок. (Воспитатель демонстрирует лакомства.) 4. Физкультминутка. Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто) 5. Работа с демонстрационным материалом. Соотнесение количества предметов с цифрой. Поставить на доску карточку – цифру 6. - Выложите столько счетных палочек, сколько обозначает эта цифра. - Сколько палочек выложили на столе и почему? (Шесть, потому что на доске цифра шесть.) Поставить на доску карточку – цифру 5. - Выложите столько счетных палочек, сколько обозначает эта цифра. - Сколько палочек выложили на столе? (Пять) - Как получили пять палочек? (От шести палочек убрали 1.) - Как теперь получить четыре палочки? (убрать одну палочку.) Выполните. - Покажите карточку с той цифрой, которая обозначает количество палочек у каждого на столе. (4) 6. Логическая задача «О птицах». В парк на прогулку Оля ходила, В парке птичек разных кормила: Четыре синички да два воробья. Сколько всего? Отвечайте, друзья! (6) - Как получили число 6? (4 синички плюс 2 воробья = 6 птиц.) - Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне 4 + 2 = 6, остальные дети выкладывают решение задачи карточками на столах). - И-так! Получаем важную рекомендацию от журавля: «Есть продукты, которые птицам категорически нельзя. Это жареные и соленые семечки, чипсы, сухарики, пшено, черный хлеб, соленое сало, любые испорченные продукты!» Дети, запомните эти продукты, ведь они вредят птицам! 7. Игровое упражнение «Сколько детей спряталось за забором?» (раздаточный материал) Попросить детей написать в квадрате, сколько детей спряталось за забором. Если дети затрудняются, обратить внимание на обувь, которая видна внизу. - Сколько туфелек носит один ребенок? (Две.) - Напишите в квадрате, сколько детей спряталось за забором. 8. Итог занятия. 1. Заключительная беседа. - Дети! Вы выполнили все задания из письма журавля! И за это получаем кормушку для птиц! (демонстрирует.) На прогулке мы повесим кормушку и наполним ее кормом для птиц. - Что на занятии понравилось? (ответы детей) - Что запомнилось больше всего? - С какими цифрами и числами сегодня работали? - Как мы можем помочь зимующим птицам? 2. Самоконтроль и самооценка выполненной работы. По словесной инструкции: Если все задания выполнены правильно, предложите нарисовать в правом нижнем уголке зеленый кружок, если есть 1—2 ошибки — желтый, если ошибок 3 и более — красный. Скажите детям, что эти цвета символизируют светофор: зеленый — все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый — надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный — материал усвоен недостаточно хорошо и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.
|