Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»
Математика детям
Автор: Бежецкая Алёна Александровна   
06.12.2024 09:16

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Занимательная математика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8»

Автор: воспитатель Бежецкая А.А. высшая квалификационная категория г. Иваново, 2024

Пояснительная записка:

По словам В.А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

скачать конспект

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Методическое пособие могут использовать педагоги на занятиях с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) по формированию элементарных математических представлении.

Играя и выполняя упражнения, дети постепенно:

  • овладевают умением выделять образы цифр
  • закрепляют навыки последовательного счета
  • учатся соотносить количество пальцев или предметов с определенной цифрой
  • развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление
  • овладевают различными речевыми умениями и навыками.

Пособие рассчитано на совместную работу взрослого и ребенка. Участие и помощь взрослого должны быть искренними, направленными на получение общего результата.

Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Каждая из игр по формированию элементарных математических представлений решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня.

Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Актуальность

Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны к развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель пособия: подбор и систематизация игровых упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (4-7 лет).

Задачи:

  • развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях)
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач
  • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Данный сборник подразумевает постоянное развитие и пополнение различными вариантами игр и заданий на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Игра «Числа – соседи»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 10 карточек с заданиями. На карточках изображены курицы, каждой из них присвоен номер от 1 до 10. Справа и слева – контур яйца, с липучкой. В дополнительной коробочке собраны яйца на липучках, на каждом из них изображена цифра.

Цель: формирование представления об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение узнавать и называть числа. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду.
  • Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

  1. Разложите карточки с заданиями на столе.
  2. Разложите вырезанные яйца с числами в произвольном порядке рядом с заданиями.
  3. Попросите детей подобрать правильное яйца к каждой карточке с заданием, которое должно стоять перед курицей и после нее.

Воспитатель может придумать дополнительные варианты игр:

  • сосчитать яйца
  • распределить яйца в несколько кучек по заданным характеристикам, выполнить заданные действия: сравнить, сделать одинаковое количество, уменьшить, увеличить и т.д.
  • разложить яйца по порядку: убывание/возрастание.

Игра «Больше, меньше, равно»

Игра представляет собой тематически оформленную коробку, которая наполнена карточками с заданиями. В состав игры входит 24 карточки с заданиями. На карточках изображены по два пингвина, в животе у каждого рыбки, количество которых варьируется от 1 до 10. В середине квадрат с липучкой для размещения карточки с изображением знака. По периметру коробки на липучках прикреплены карточки со знаками: «больше», «меньше», «равно».

Цель: формирование представления о знаках «больше», «меньше», «равно», тренировка в правильном использовании знаков при решении поставленной задачи.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со знаками знаках «больше», «меньше», «равно».
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, речь.
  • Формировать умение считать предметы, правильно называя итог.
  • Учить сравнивать количество предметов и обозначать данное сравнение знаками.
  • Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре.

Описание:

Правила игры: ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.

Игровое действие: подбор знаков «больше», «меньше» или «равно».

Усложнение: соревнование между детьми на время.

Игра «Состав числа»

Игра представляет собой конверт, который наполнен игровыми полями. В состав игры входит 10 игровых полей с заданиями. На карточках изображены дома с окнами для маленьких карточек, на крыше каждого дома указано число от 1 до 10, состав которого нужно определить. Дополнительно идет конверт с набором маленьких карточек с числами от 1 до 10.

Цель: Совершенствование знаний о составе изученных чисел. Формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Задачи:

  • развивать представления детей о составе числа
  • закреплять умение соотносить число с цифрой
  • упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее
  • побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших
  • развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения
  • воспитывать интерес к играм математического содержания.

Описание:

Игровая ситуация 1:

Ведущий кладет перед ребенком карточки — домики с числами в пределах 10.

Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже.

Ребенок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

Игровая ситуация 2:

Ведущий кладет перед ребенком большую карточку с домиком.

В каждом из домиков живет определенная цифра. Ребенку предлагается подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет все варианты. После этого он может показать все варианты состава числа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год