Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления дошкольников (из опыта работы).
Математика детям
Автор: Сидорова Елена Викторовна   
27.12.2023 22:50

Использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления дошкольников (из опыта работы).Использование блоков Дьенеша, как универсальной модели для формирования логического мышления дошкольников (из опыта работы).

Сидорова Е.В.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности детей к школе является овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

 

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача — найти путь решения — реализуется средствами игры и игровых действий.

Эффективность развития математических представлений возможна при сочетании уже известного с новым, а именно: занимательной математикой, развивающими, логико-математическими играми и упражнениями. Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память детей, но и мыслительные процессы.

Свою работу в этом направлении начала с изучения логико- математического развития дошкольников от прошлого к настоящему. Сделала вывод, что в дошкольных учреждениях логико – математические игры чаще всего используются бессистемно, потому, что воспитатели недооценивают значимость логико- математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5-6 лет). В игре, игровых обучающих ситуациях детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя. Ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъект обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель).

Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения позволяют игровые технологии Дьенеша. Основная их цель и задача — помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

Разумеется, что на каждом возрастном этапе — свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.

Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

Свою работу с использованием «логических блоков Дьенеша, начала с изучения содержания логико- математического развития детей дошкольного возраста: о свойствах и отношениях (форма, размер, количество и т.д.), отношения сходства (по форме, по размеру, по количеству, по пространственному расположению), отношение порядка (больше- меньше, длиннее короче, шире-уже и т.д), геометрических фигурах, о величинах, о пространстве, о времени, о числах, о зависимости и закономерностях и способах познания. В каждой группе (начиная с младшей) провожу мониторинг личностных проявлений ребенка в логико- математической деятельности.

Определила цели и задачи своей работы с детьми -это:

  • ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
  • усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения

- развитие творческих способностей.

Разработала перспективные планы с поквартальным распределением включения в работу игр и пособий с блоками Дьенеша.

Создала игровую среду с их использованием

  • приобрела и изготовила дидактический материал для игр и упражнений — наглядно – дидактические пособия для игр с логическими фигурами

- разработала конспекты занятий по ФЭМП с частичным включением в них игр с блоками Дьенеша, и целых занятий с ними.

- разработала план – программу самостоятельной игровой деятельности детей с блоками Дьенеша.

- создала картотеку игр.

Разделение игр по возрастам частично носит условный характер: игры для младшей группы, с усложнением подойдут детям старшего дошкольного возраста.

Игру «Логические фигуры» можно всегда начинаю с младшего возраста, начинаю с ознакомления с одним, двумя, а затем и тремя свойствами. Суть игры в том, что воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, например, «Сколько больших фигур?», «Сколько красных фигур в первом ряду?», «Сколько кругов?» и т.д.

В игре «Угощение для медвежат» проблемная ситуация: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем, разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должно отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное. А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличаются только цветом. В дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру и т.д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие печенья по 3-4 свойствам. В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

В игре «Художники» детям предлагаю «написать картины» по эскизам. Одну картину могут писать сразу несколько человек.

Дети выбирают эскиз картины, детали к будущей картине, необходимые блоки.

Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) — выбирается тонкой блок, если деталь окрашена – толстый блок. Так, например, к эскизу со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает, что изображено на картине.

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.)

Игра для старшего дошкольного возраста «Украсим елку бусами».

На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду 3 бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нити бус (счет начинается с верхушки елки). Повесим первый ряд бус. Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Дальше бусинки развешиваются по схеме.

Логические кубики, как и карточки – символы могут придумывать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирование и декодирования.

Игра «Архитекторы», учит детей выполнять постройку, подбирая строительный материал по строгому алгоритму. А в игре «Логический поезд», сам поезд необычный. Грузы, которые он везет перезагружаются из вагона в вагон в соответствии с правилами, изображенными на карточке.

Пусть в игре «Чей гараж?» дети – водители, блоки- машины. Перед детьми располагается схема, на которой изображена дорога к гаражам. Нужно все машины (блоки) отправить в свои гаражи.

Педагог рассказывает: Петрушка — в городе логических фигур. Он хочет побывать в нескольких домах и посетить в нескольких домах одну или две фигуры. Далее педагог спрашивает: «У какой фигуры в гостях Петрушка?». Дети находят недостающую фигуру и кладут ее на место где был Петрушка.

В следующей игре детям предлагаю рисунок, на котором изображен лес, в лесу заблудились блоки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети совместно с педагогом уточняют: знаки указывают, на какую дорожку нужно свернуть, чтобы выйти из леса. Затем дети разбирают блоки и по очереди «спасают» их. При этом объясняют в слух, почему следует повернуть на ту или иную дорожку ( «Потому, что блок синий, потому, что блок не синий» и т.д.)

В процессе работы постоянно оказываю детям педагогическую поддержку в играх и упражнениях с блоками Дьенеша. Участвую в разрешении конфликтных ситуаций, поощряю обдумывание действий, предлагаю проверить результаты, полученные на том или ином этапе деятельности, подтверждаю правильность хода решения, с тем, чтобы ребенок мог продвигаться дальше и т.д.

В Результате активной включенности детей в содержательную логико математическую деятельность с играми блоков Дьенеша у моих воспитанников появился стойкий интерес к познанию ( «Хочу все знать!»), к участию в играх, как в индивидуальных, так и коллективных. Дети стали проявлять творческую активность, познавательную и коммуникативную инициативу, волевые усилия, самостоятельность, ответственность. Появилось стремление помочь другому, радоваться его успеху.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год