Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»
Математика детям
Автор: Юркина Евгения Александровна Лукина Ирина Сергеевна   
10.04.2023 08:23

Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»Конспект НОД по ФЭМП с использованием ТРИЗ — технологии в средней группе «Путешествие в страну математика»

Актуальность: Одна из основных задач дошкольного образования – это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.

Цель: закрепление знаний детей о цифрах, геометрических фигурах, времени с использованием ТРИЗ — технологии.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить детей выполнять ТРИЗ — упражнения, считать предметы, обозначая их цифрой, ориентироваться в пространстве
  • повторить прямой и обратный счет, местонахождение цифры в ряду от 1 до 5
  • отгадывать математические загадки. Закреплять навыки счета, элементарные знания о свойствах знакомых геометрических фигур.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, глазомер, воображение, сообразительность
  • развивать мелкую моторику, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике; способствовать развитию познавательной активности; формировать организованность на занятии.

Материал и оборудование: кукла Матеша; демонстрационные цифры; геометрические фигуры; стрелки — «указатели»; наборное полотно (демонстрационное); индивидуальные карточки для счета; карточки для определения ширины тропинки ( «Кто по какой тропинке ходит?»); набор карточек: утро, день, вечер, ночь — на каждого ребенка; набор геометрических фигур; кассы цифр.

Педагогические технологии: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

Предварительная работа: игры-упражнения ТРИЗ, наблюдение за характерными событиями в определенное время суток; отгадывание загадок; игры конструктивного характера с геометрической мозаикой.

Ход НОД

Воспитатель загадывает загадку:

В этой стране цифры живут,

Там ширину и длину измеряют,

Счет точный часам и предметам ведут,

Что легче, что тяжелей выясняют.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это за страна такая, как она называется?

Дети: страна Математика!

Воспитатель: Это не просто страна, это царство. И сегодня, ребята, мы отправимся в эту страну, в гости к царице Матеше. К любому путешествию нужно подготовиться, сделать разминку. Готовы? Приступим!

Разминка:

Упражнение «Назови предмет по его противоположным признакам»

Что может быть и длинным, и коротким? (день или ночь; дорога);

Что может быть и легким, и тяжелым? (банка, корзина, ткань);

Что может быть и мягким, и твердым? (шоколад, масло, хлеб);

Что может быть и горячим, и холодным? (утюг, песок);

Что может быть и острым, и тупым? (нож, угол);

Что может быть и ранней, и поздней? (осень, весна);

Что может быть и прозрачным, и мутным? (вода, стекло)

Воспитатель: Наша разминка прошла успешно. Что ж — в путь! Отправимся к царице Матеше пешком. Как же найти дорогу в царство Математика? А-а-а-вот и подсказка! (Дети видят указатель со стрелками, воспитатель читает.)

Прямо пойдешь — приключения найдешь; налево пойдешь — развлечения найдешь; направо пойдешь – в Математику придешь. (Педагог уточняет направления «от себя»).

Куда нам пойти?

Дети: Направо!

Воспитатель: Что ж, отправляемся направо.

Дети занимают места; рассаживаются; появляется царица Матеша.

Царица Матеша: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в своих владениях, царстве Математика. Знаю, что вы любите считать, сравнивать, решать задачи, конструировать. И я подготовила для вас интересные задания. Хотите их выполнить?

Дети: Да!

Царица Матеша: Как-то в гости ко мне пришли мои знакомые зайчата — «овальчата». Они играли с цифрами: бегали, прыгали. И все цифры перепутали. Необходимо цифры расставить по порядку.

Задание 1. «Расставь цифры по порядку от 1 до5» (выполняется у доски).

Воспитатель: Вот следующее задание. На ваших карточках изображены лакомства для зайчат: капуста, морковь, яблоки. Необходимо каждое их количество сосчитать и обозначить цифрой. Будьте внимательны: предметы на карточках разной величины, по-разному расположены.

Задание 2. «Сосчитай и обозначь правильно» (выполняется с использованием индивидуальных карточек и касс цифр; 2-3 ребенка с места по очереди вслух считают и комментируют обозначение цифрой).

Царица Матеша: Молодцы, дети. Вижу, что и с этим моим заданием вы справились.

В моем царском лесу живут не только зайцы. Но и лисята, белки, ежи, медвежата. Хочу предложить вам еще одно интересное, забавное задание. На ваших карточках изображены тропинки, различные по ширине; необходимо выбрать нужную тропу для каждого из трех зверей и объяснить, почему вы выбрали и поставили фигурку зверя на данную дорожку.

Задание 3. «Кто по какой тропинке ходит?» (Дети с использованием индивидуальных карточек подбирают соответствующую ширине тропинки фигурку животного и комментируют вслух: 2-3 ответа).

Воспитатель: Что ж, Матеша, ты увидела, что наши ребята с интересом и правильно выполняют твои задания?

Царица Матеша: Да, в моем царстве все точно, все события совершаются по времени. И сейчас время выполнить физкультминутку, чтобы маленькие путешественники не устали.

Физкультминутка «Часы».

Тик-так, тик-так-

В доме кто умеет так?

(наклоны головы вперед-назад)

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт.

(взмахи руками влево — вправо, наклонившись вперед)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(поднять руки вверх, сложить «домиком»)

Прокукует птичка время-

Снова спрячется за дверью.

(развести руки в стороны — обхватить себя руками)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(круговые движения руками)

Царица Матеша: Скажите, дорогие друзья, а для чего нужны часы?

Дети: Чтобы знать, что нужно делать днем или вечером; чтобы не опаздывать никуда…

Царица Матеша: Правильно! А теперь я хочу убедиться в этом.

Воспитатель: Хорошо, Матеша, наши дети расставят по порядку части суток и назовут их.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Расставь карточки-картинки по порядку» (дети выполняют задание, используя индивидуальные карточки: располагают по порядку картинки с изображением утра, дня, вечера, ночи).

Царица Матеша: А умеют ли ребятки отгадывать загадки? А загадки мои не простые, а математические. И они о геометрических фигурах.

Задание 5. «Геометрические загадки» (дети отгадывают загадки).

У меня нет углов,

Всегда катиться я готов;

Назови меня, мой друг,

Кто же я? Ответишь? (круг)

А у меня четыре стороны,

И четыре все равны;

Углы вовсе не кривые,

А, наоборот, прямые;

Треугольнику я рад,

И зовут меня…… (квадрат)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны-

Ну, пожалуй, и довольно…

Кто я, дети? (треугольник)

Царица Матеша: И загадки вы мои отгадали! Хорошо! А о каких известных вам геометрических фигурах я не загадала загадки?

Дети: овал, прямоугольник

Царица Матеша: Какие молодцы!

Воспитатель: Да, ребята многому научились, многое умеют. Однако, Матеша, загостились мы в твоем царстве-государстве, пора нам в детский сад возвращаться.

Царица Матеша: Я была вам очень рада, и, надеюсь, что часто будете приходить ко мне в гости.

Дети: Матеша до свидания!

Матеша уходит.

Список использованных источников

1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

  1. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. – 2019. – № 2.
  2. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2021. – 212 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год