Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование математических представлений дошкольников
Математика детям
Автор: Сивохина Татьяна Николаевна   
26.02.2023 08:59

Формирование математических представлений дошкольниковФормирование математических представлений дошкольников

Особенности развития математических представлений у дошкольников

Математические способности относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.

 

Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.

Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка. Поскольку разный

возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.

Математические навыки состоят из следующих элементов:

  1. Способность к разделению математического материала, разделению математических форм и содержания, навыки практического применения формальных структур, отношений и взаимосвязей.
  2. Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.
  3. Навыки практического применения чисел и знаков.
  4. Навыки пошагового логического рассуждения, обоснования, разумных выводов.
  5. Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между мыслительными процедурами.
  6. Развитая математическая память.
  7. Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных представлений.

Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте. Дети этого возраста могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций.

Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая это на бессознательном уровне.

Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих игр различной направленности.

В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения, подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений.

При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно.

Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата – развитие конкретного элемента математических способностей.

Основные приемы развития элементарных математических способностей Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:

  1. Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов, иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств обучения и техниках их применения.
  2. Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов, рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп,

порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.

3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий, включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и

моделирования.

Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.

Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию, которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка, стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки, закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.

Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.

Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Примеры дидактических игр и упражнений

Дидактическая игра «Сыщики»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).

Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.

Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.

Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.

Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т. е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.

Дидактическая игра «Путешествие по морю»

Цель: развитие пространственных представлений детей, через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.

Игровое правило: совершить путешествие по морю.

Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».

Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе в ручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину»

Дидактическая игра «Графический диктант»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Игровое правило: следовать инструкции взрослого.

Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.

Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось

Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических

способностей:

Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;

Развивает психические процессы организма;

Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;

Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по

различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;

Развивает сенсорные навыки и умения;

Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности

грамотного выражения своих мыслей в речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год