Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование математических представлений дошкольников
Математика детям
Автор: Сивохина Татьяна Николаевна   
26.02.2023 08:59

Формирование математических представлений дошкольниковФормирование математических представлений дошкольников

Особенности развития математических представлений у дошкольников

Математические способности относятся к разновидностям интеллектуальной деятельности. Их формирование и развитие происходит в процессе обучения. Чтобы развить математические способности у детей, педагоги проводят организацию учебных занятий особым образом: используют специальные упражнения, которые ориентированы на развитие мыслительных процессов и подготовку к последующему совершенствованию умственных навыков деятельности.

 

Для развития математических способностей не требуется обладать отличной памятью. Математические способности ни в коей мере не связаны с темпом работы ребенка. Он может быть медлительным, не отличаться быстрым восприятием, но при этом, обладать навыками тщательного продумывания своей деятельности, мыслить творчески, что в итоге благотворно сказывается на формировании математических навыков.

Развитие математических способностей зависит от возраста ребенка. Поскольку разный

возраст определяет наличие определенных интеллектуальных навыков ребенка и обуславливает особенности его усвоения математических навыков.

Математические навыки состоят из следующих элементов:

  1. Способность к разделению математического материала, разделению математических форм и содержания, навыки практического применения формальных структур, отношений и взаимосвязей.
  2. Навыки универсализации математического материала, выделение приоритетного и нахождение внутренних сходных качеств, в казалось бы различных объектах.
  3. Навыки практического применения чисел и знаков.
  4. Навыки пошагового логического рассуждения, обоснования, разумных выводов.
  5. Наличие гибкого мышления, умения быстро переключаться между мыслительными процедурами.
  6. Развитая математическая память.
  7. Навыки пространственного восприятия и практического воплощения пространственных представлений.

Освоение навыков счета начинается детьми в четырехлетнем возрасте. Дети этого возраста могут произвести простые подсчеты, имеют представления об элементарных временных и пространственных связях, могут видоизменять объекты разных структур и модификаций.

Фактически, ребенок принимает участие в простейшей математической деятельности, делая это на бессознательном уровне.

Объем математических представлений и навыков постепенно растет. Их освоение происходит постепенно, с течением времени и развития познавательных процессов. Познавательная активность и логические процессы развиваются за счет организации педагогом развивающих игр различной направленности.

В задачу педагога входит создание определенной среды для усвоения навыков сравнения, подсчета, объединения и разъединения различного количества объектов, предметов, явлений.

При этом, игровая деятельность, ее сюжетная линия выбирается ребенком самостоятельно.

Педагог только направляет деятельность детей и помогает достичь нужного результата – развитие конкретного элемента математических способностей.

Основные приемы развития элементарных математических способностей Педагоги применяют различные методики обучения дошкольников для развития у них простейших математических способностей. Их можно подразделить на три основные группы:

  1. Наглядные приемы – основаны на применении различных моделей, образцов, иллюстраций, мультимедийных слайдов и презентаций, видео роликов. Наглядные пособия и их сложность зависит от возрастных особенностей развития детей. На разных этапах дошкольного обучения происходит изменение в выборе наглядных средств обучения и техниках их применения.
  2. Словесные приемы – основаны на использовании педагогом бесед, рассказов, рассуждений, пояснений и объяснений, инструкций. Применение этих приемов, их темп,

порядок и емкость зависит также от возрастной специфики развития детей.

3. Практические приемы – основаны на использовании различных упражнений, заданий, включение в процесс обучения различных игр, экспериментальной деятельности и

моделирования.

Использование дидактической игры в качестве метода развития математических способностей Для развития основных математических способностей ребенка дошкольного возраста применяются различные дидактические игры – настольные, сюжетные, словесные, инсценированные.

Использование игровой деятельности для развития определенных способностей имеет важное обучающее значение. В дошкольном возрасте, ребенок с трудом усваивает информацию, которая доносится до него в форме построения учебного занятия. Игра же, завлекает ребенка, стимулирует его интерес и желание познавать. Поэтому дидактические игры характеризуются пользой и глубоким содержанием. В ходе игры, у ребенка формируются новые навыки, закрепляются старые и усваиваются новые теоретические знания.

Дидактические игры направлены на умственное развитие ребенка, поскольку в ходе их применения ребенок обучаются счету, развиваются его речевые навыки. Все это, положительно сказывается на развитии математических способностей.

Дидактические игры организуются по определенным правилам и включают в себя различные действия, носящие логический характер. Дети обучаются новым способам действий, формируются и совершенствуются их пространственные представления.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Примеры дидактических игр и упражнений

Дидактическая игра «Сыщики»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).

Игровая задача: найти игрушки и вернуть их на своё место.

Игровое правило: действовать в соответствии с заданной инструкции.

Игровое действие: взаимодействовать с игрушками.

Содержание. Воспитатель сообщает ребенку, что ночью в группе произошел переполох и все игрушки спрятались. Воспитатель предлагает ребенку поиграть в сыщика, найти игрушки по названым ориентирам, в соответствии с которыми ребенок движется к цели (т. е. к месту, где спрятана игрушка) и вернуть их на свои место. Ребенку предлагается, например, дойти до шкафа, повернуть направо, найти дорожку, дойти до поворота, повернуться налево и там искать спрятанную игрушку.

Дидактическая игра «Путешествие по морю»

Цель: развитие пространственных представлений детей, через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игровая задача: управлять кораблем всем вместе.

Игровое правило: совершить путешествие по морю.

Игровое действие: перемещать штурвал «корабля».

Содержание. Воспитатель предлагает детям совершить путешествие по морю и сообщает, что корабль придется управлять всем вместе в ручную. Воспитатель задает инструкцию: «Разместите штурвал в середину листа. Впереди огромные скалы, их надо оплыть, переведите штурвал в верхний правый угол. Навстречу нам движется другой корабль, переведем штурвал в нижний левый угол. К нам приближается огромная волна, переводим штурвал в нижний правый угол. Пересекаем прекрасный залив и переводим штурвал в верхний левый угол. Переходим на автоматическое управление, переводим штурвал в середину»

Дидактическая игра «Графический диктант»

Цель: развитие пространственных представлений детей через

дидактическую игру.

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Игровое правило: следовать инструкции взрослого.

Игровое действие: взаимодействовать с заколдованным персонажем.

Содержание. Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось

Применение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе и развитии математических

способностей:

Развивает умственную активность ребенка дошкольного возраста;

Развивает психические процессы организма;

Формирует заинтересованность познавательной деятельностью;

Развивает навыки наблюдения, сравнения, сопоставления, группировки объектов по

различным признакам, формирует способности оценки и анализа различных процессов;

Развивает сенсорные навыки и умения;

Формирует правильное речевое произношение, речевое построение и способности

грамотного выражения своих мыслей в речи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год