Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»
Математика детям
Автор: Корнева Надежда Владимировна   
26.09.2022 10:27

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМКА «МАТЕ: ПЛЮС»

Н.В. КОРНЕВА МБДОУ № 46 г. Томска

Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики. Под математическим развитием дошкольников педагогическое сообщество отмечает изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций, мыслительными умениями и способностями, которые позволят легко освоить новое. [2]

 

Важно развить умение ребенка использовать определенные моделирующие действия, конкретные предметные навыки. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа, модели и средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию важных психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. [1]

С вступлением в силу ФГОС предполагается формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, [3] следовательно, изменения требований к организации образовательного процесса. Наступило противоречие между установками традиционной системы обучения и обучения дошкольников в соответствии ФГОС.

От современного педагога требуется применение методов и форм, направленных на решение задач ФГОС, среди которых: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми. [3]

При развитии познавательных процессов педагоги широко используют некоторые методические разработки и технологии, предложенные З.А. Михайловой, О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер (загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки, «Танграм»); А.В. Белошистой, Р.Л. Непомнящей (логические игры, задачи, упражнения с блоками Дьенеша, палочки Кюизенера). Применяя данные пособия педагоги ДОУ отмечают, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но достаточно малое количество детей проявляют настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряют интерес к игре.

В процессе решения противоречий между современной и традиционной системой обучения перед педагогическим коллективом ДОУ была поставлена задача: «Подобрать и использовать педагогические технологии, способствующие формированию УУД дошкольников». Педагогами были изучены и апробированы педагогические технологии и формы, по итогам, апробации которых выбор был остановлен на технологии Л. Свирской «Работа в центрах активности». Для работы в данном направлении в ДОУ была пересмотрена организация предметно – пространственной среды групп, методическое и игровое оснащение. При анализе оснащения групп одним из критериев является реализация детьми ведущих видов деятельности: общение, игра, познавательно – исследовательская деятельность.

Проанализировав оснащение математического центра, было принято решение, расширить имеющийся материал новым математическим оборудование. С этой целью был приобретен УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду», который стал для нас новым этапом знакомства детей с математическими понятиями. В коробке собран математический материал, включающий в себя: геометрические фигуры (треугольники, ромбы, круги), объемный материал, счетный материал. УМК «Мате: плюс» позволяет создавать условия, способствующие проявлению детской инициативы и самостоятельности, развитию навыков рассуждений, объяснений своих действий, умений самостоятельно делать выводы, находить свои собственные решения, т.е. учитывать возможности и интересы каждого ребенка в математическом развитии.

Игровой материал УМК способствует формированию в детях удовлетворенности от обучения, что во всех формах стимулирует воображение, сообразительность, способность к систематическому мышлению и решению задач, приобретению навыков общения со сверстниками. Это позволяет воспитателю решать образовательную задачу, где каждый ребенок самостоятельно может выбирать фигуры, которые ему интересны в данный момент, и, выполняя с ними действия, получать необходимые навыки, что позволяет организовывать работу в подгруппах, взаимодействие детей в свободной деятельности, где дети делятся своими умениями с товарищами и получают знания от них. Примечательно и то, что четких правил по его использованию нет, дети сами могут придумывать варианты игр, экспериментировать с предметами.

Знакомство с комплектом «Мате: плюс. Математика в детском саду» организуется в свободное время, где дети сами знакомятся с содержанием коробки, в дальнейшем элементы УМК применяются в образовательной деятельности. Наибольший интерес вызвал счетный материал «медведи» и сюжетные игровые поля.

В процессе игры с комплектом у детей появляются дополнительные возможности экспериментировать с кубиками и зеркалами, создавать узоры, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности, развивается воображение, творческие навыки, логическое мышление. Успехом у детей пользуются специальные игровые карточки и схемы-подсказки. Дети самостоятельно придумывают игры.

В игре с геометрическими фигурами дети с интересом выкладывают фигуры по образцу, соотносят фигуры между собой. Это способствует развитию глазомера, запоминанию цвета, формы, названия геометрических фигур, освоению ориентировки в пространстве.

Воспитатели побуждают детей к настойчивым и сконцентрированным действиям, развитию творческого потенциала и фантазии. При построении деятельности учитывают инициативу детей.

Имеющиеся в наборе фишки мы используем при проведении звукового анализа слова и составлении схемы при обучении грамоте. При первом знакомстве с фишками не все дети сразу заметили, что фишки двусторонние, и это вносило некоторое смятение в их действия. Теперь каждый ребенок знает, что какую бы он фишку не взял, нужно лишь положить ее на схему правильной стороной.

«Мате: плюс» хорошо сочетается с уже освоенными детьми логическими играми: блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и т.д. Большой плюс данного комплекса в том, что в набор включены геометрические фигуры: шестиугольник, ромб, трапеция, это помогает детям познакомиться с их формой в процессе игры, запомнить особенности каждой новой фигуры.

Использование УМК позволяет организовать с детьми совместную деятельность, создает условия для мыслительной активности, способствует формированию навыков договариваться между собой, учитывать интересы других, умению ждать своей очереди. К освоению данного комплекса, трансляции сформированных навыков привлекаются родители. Для них сами дети организуют мастер – классы, где обучают родителей правилам придуманных ими игр, предлагают составить новые. Это способствует организации совместной работы с родителями и позволяет реализовать принципы ФГОС ДО:

  • развивающего обучения

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. [3]

После знакомства с набором детей старшей и подготовительной групп воспитатели отметили возобновленную заинтересованность детей в математических играх.

Кроме этого при работе с УМК «Мате: плюс» формируется познавательная и игровая мотивация, которая вносит эффект оживления, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий способствует развитию мышления и речи. Таким образом воспитатели вызывают интерес к игре и поддерживают его, не подавляя инициативу ребенка.

Кроме этого комплекс можно рассматривать как составляющую часть проблемно-игровой технологии, которая способствует формированию логико-математические действий дошкольников и позволяет решать основные задачи математического развития детей дошкольного возраста, выделенные З.А. Михайловой:

  1. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. Освоение детьми экспериментально – исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие активности и инициативности детей;
  9. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

В настоящее время продолжается работа по освоению УМК, ее возможностей и форм работы, поэтому знакомство с коробкой «Мате: плюс» продолжается.

Литература

  1. Белошистая, Ю А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 200 с.
  2. Венгер, Л. А., Дьяченко, О. М., Говорова, Р. И., Цеханская, Л. И.: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 150 с.
  3. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста – Казань: Каз. федер. ун-т., 2013. – 203 с.
  4. ФГОС ДО от 17. 10. 2013 №1155.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год