Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.
Математика детям
Автор: Елтышева Анастасия Алексеевна   
20.05.2022 10:14

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ.

Елтышева А.А. МАДОУ «ЦРР – детский сад №11» Кунгурский муниципальный округ

Современному обществу необходим функционально грамотный человек, умеющий достигать результат от деятельности, способный к определенным, социально — значимым достижениям. Одно из значимых направлений современной системы образования — обучение детей умению самостоятельно добывать, анализировать, эффективно использовать информацию для самовыражения и участия в жизни общества. В связи с этим необходимо уделить внимание развитию функциональной грамотности, как способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний. Одним из интегративных компонентов функциональной грамотности современного человека является математическая грамотность.

 

Скачать презентацию

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24. 12. 13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе. В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Навык, который приобретает большое значение в современном мире — способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы. Математическое образование — важнейшая составляющая непрерывного учения человека на протяжении всей его жизни, необходимая для освоения практически всех областей знаний, особенно естественно — научных, технических и экономических. Требования ФГОС ДО придают особую значимость математическому развитию с целью обеспечения преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования. Развить у ребенка интерес к элементарной математике в дошкольном возрасте – одна из важных задач для педагогов и родителей. Математические знания и умения расширяют кругозор ребенка, необходимы для успешной социализации ребенка в обществе. Поэтому формирование данных качеств необходимо начинать с раннего возраста. Понятие «математическое развитие» дошкольников трактуется в основном как формирование и накопление математических знаний и умений. Некоторые авторы: Н.В. Микляева, А.В. Белошистая связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка дошкольника.

А.М. Леушина, В.П. Новикова, Л.Г. Петерсон, Б.Н. Никитин, определяют игру, как средство, метод и форму организации образовательного процесса по математическому развитию у дошкольников. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому совместная деятельность педагога с детьми по математическому развитию организуется, используя систему дидактических игр. В игровой деятельности у дошкольников развиваются психические процессы. Поэтому, чтобы внести новизну, привлекательность, доступность в образовательную деятельность с детьми по математике (ФЭМП) применяем метода кейс — технологии.

Кейс – технология способствует преобразованию обучающей деятельности, придавая ей характер занимательности. В процессе обучения у детей развиваются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, убеждать, обосновывать правильность выполненных действий. Кейс- метод – современная oбрaзовaтельная технолoгия, в оснoве которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Преимущества кейс – метода заключаются в том, что она объединяет одновременно разные формы работы: игровые образовательные ситуации, проектный метод и др.

Кейс – технология по математическому развитию направлена на развитие и формирование:

  • умственных, сенсорных и речевых способностей;
  • аналитических умений: классифицировать, анализировать, представлять свой
  • взгляд на решение проблемы;
  • навыков коммуникативного взаимодействия;
  • практических умений;
  • социальных умений (оценивать поведение детей, умение слушать, прислушиваться к чужому мнению).

Основное предназначение кейс — технологии — научиться воспринимать информацию, развивать способность анализировать и решать различные проблемы.

Цель кейса: Формирование развитие познавательных и творческих способностей детей, систематизируя знания по ФЭМП в дошкольном возрасте.

Задачи:

  • Совершенствовать умение детей систематизировать предметы по 2-3 выделенным признакам: цвету, форму, параметрам величины.
  • Совершенствовать умение выстраивать сериационные ряды из 10 и более предметов с незначительной разницей в величине; вести целостно-расчлененный анализ объектов.
  • Обучать счету до 10, различению количественного и порядкового счета; обучение составу чисел до 5 (включительно) из отдельных единиц и из двух меньших чисел; определять «Соседей» числа.
  • Знакомить с понятием части и целое.

Важными условиями качественного усвоения математических представлений являются внимание, сосредоточенность, познавательная активность детей. Кейс – технология позволяет побудить и поддерживать у дошкольников интерес к овладению знаниями, т.к. произвольности процессов обусловлена проявлением интереса ребенка к деятельности. При организации работы по развитию математической грамотности у дошкольников, учитывая возраст детей, создаем «Математические кейсы» двух видов: наглядно-печатный и мультимедиа-кейс.

Для детей старшего дошкольного возраста разработали и оформили «Математические кейсы» в соответствии с содержанием Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», ТЦ «Сфера», 2017. и требованиями ФГОС ДО. Наглядно – печатный кейс представляет собой коробку среднего размера или контейнер в виде чемодана. На внутренней и внешней стороне крышки кейса расположены правила пользования и перечень дидактических игр, материалов и пособий. На узкой стороне крышки сделаны дуги, одна с цветами, другая с бусами разной формы и величины. Внутрь кейса-чемодана вложены игры в отдельных папках, что позволяет многоразовое, многофункциональное их использование.

В кейсах представлены разные дидактические игры, материалы, способствующие развитию элементарных математических представлений у дошкольников по темам: обучение сравнению предметов по величине, измерение предметов условной меркой, деление на 2 и 4 равные части, обучение счету и умению решать задачи в одно действие на сложение и вычитание (в пределах 10), формирование представлений о множестве и натуральном ряде чисел (до 10), знакомство с понятием число, с количественным и порядковым счетом предметов, с составом чисел из единиц, составом чисел двух меньших чисел, ориентировка в пространстве и во времени (части суток, неделя, месяц, год) час, минута, ориентировкой на плоскости (листе бумаги), знакомство с геометрическими фигурами и формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр, призма, конус и определение формы предметов), разными видами линий (прямая, кривая, замкнутая).

Использование кейс – технологии в математическом развитии обеспечивает учет возрастных особенностей детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых предполагает использовать дидактические игры и материалы, соблюдение принцип содержательно – насыщенности, вариативности и полифункциональности. Содержание «Математического кейса» представлено дидактическими играми, материалами и пособиями: «Часы», «Математические цветы», «Яблоня», «Сосчитай», «Узкий, широкий, длинный», «Разложи по величине», «Коврик», «Составь фигуру по картинке, по загадке», «Тени фигур», «Найди предмет такой определенной формы», «Мастерим фигуры из палочек», «Картинки — загадки», «Дни недели. Времена года. Месяцы. Сутки.», Лэпбук «Математика в картинках», шашки и шахматное поле.

Наглядно-печатный «Математический кейс» направлен на оказание помощи педагогам, родителям в вопросах математического развития детей, дидактический материал которого используется при организации детской деятельности: игровой, познавательно — исследовательской, коммуникативной, конструктивной, реализации программ дополнительного образования по ФЭМП, в совместной и самостоятельной деятельности педагога и детей. «Математический кейс» помогает родителям в свободное время организовать с детьми различные познавательные игры и упражнения по ФЭМП.

Мультимедиа-кейс создается в виде электронной папки и включают в себя электронные игры, созданные в таких программах, как SmartNotebook, PowerPoint; обучающие видеоролики и консультации.

При разработке дидактических пособий и игр в электронном виде используем несколько уровней сложности:

  1. «Ecть прaктичeскaя cитуaция — есть решeниe» (дети определяют, подходит ли решение данной ситуации).
  2. «Eсть практическая ситуация — нужно найти её решение».
  3. «Eсть прaктическaя ситуация — неoбхoдимo определить проблему и найти пути ее решения» Варианты решений могут быть разные, и каждый вариант имеет право на существование, доказательство и обсуждение. Такие как «Состав числа», «Помоги Незнайке решить задачи», «»Выбери фигуру», «Определи который час» и др.

Для выявления уровня математического развития проводим диагностическое наблюдение по разделам: «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве» «Ориентировка во времени», «Количество и счет», используя дидактическое пособие «Круги «Лулия», Лэпбук «Задания для диагностики». Анализ диагностических данных детей старшей группы МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №11» позволил выявить положительную динамику у 31 % детей по освоению основной образовательной программы по познавательному развитию (ФЭМП).

Кейс – технология способствует решению целого комплекса задач обучения и воспитания детей: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального. Данный метод доступен для педагогов, имеет развивающую направленность, возможность использования в качестве мотивации деятельности и постоянного пополнения дидактического материала. Таким образом, развитие математической грамотности у ребенка является предпосылкой для успешного обучения в школе и позволит ему по мере взросления применять имеющиеся математические знания для решения проблем своей повседневной жизни.

Список литературы и интернет – источников:

  1. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования: дис. д-ра пед. наук. М: 2003. 405 c.
  2. Вознесенская Ю. А. Международное исследование PISA и проблемы развития высшего образования // Вестник общественного мнения (Центр Ю. Левады).
  3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теории и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Академия, 2014. 352 с. 18 с
  4. Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», ТЦ «Сфера», 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год