Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте»
Математика детям
Автор: Марач Олеся Владимировна   
10.05.2021 08:42

«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте»«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте»

Олеся Владимировна Марач педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада «Сказка» г. Тайшета

В соответствии с требованиями ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, пространстве и т.д.).

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности. В основном примерные образовательные программы дошкольного образования предполагают четкую обоснованную систему математического развития, реализуемую в образовательной программе ДОО.

 

Скачать презентацию

А, что если на определенном этапе у дошкольника возникла трудность в освоении основополагающих свойств предметов – форме? В овладении пространственных представлений?

Как правило, психологический скрининг и педагогический мониторинг выявляют воспитанников с такими трудностями, которым требуется коррекционно-развивающие занятия в освоении данной темы.

Если учитывать тот факт, что для всех ребят посещающих группу информация по данным направлениям была представлена одинаково, то в коррекции важно найти индивидуальный подход и не стандартные приемы и методы.

На помощь специалисту может прийти Нейроматематика. Нейроподход позволит отработать трудности через крупное тело и сенсорное восприятие ребенка.

Освоение формы можно реализовать через сенсорное восприятие детьми геометрических тел и формирование элементарного геометрического мышления при изучении геометрических фигур. Иными словами, подключить логическое осознание через чувственное восприятие форм. Сенсорное восприятие формы конкретного предмета позволит со временем, абстрагируясь, видеть ее и в других предметах.

В данном контексте мной используется оборудование образовательного модуля «Математическое развитие дошкольников» модульной программы STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При освоении форм предметов воспитанники:

  • выкладывают шнурочками геометрические фигуры на полу, проходят по контуру;
  • встают стопами на поверхность плоских фигур из мозаики «Геометрические формы»;
  • отгадывают фигуру из сенсорного мешочка, играют в сенсорные игры;
  • выкладывают фигуры из палочек Кюизенера;
  • нанизывают бусы «Геометрические фигуры»;
  • группируют фигуры по количеству углов
  • определяя форму окружающих предметов, группируют их как похожие на исходные фигуры;
  • в играх с геометрическими объемными и плоскими телами дети постепенно меняют терминологию: есть круг, а есть шар; есть треугольник, а есть треугольная призма; есть куб, а есть квадрат и т.д.;
  • закрепляем название фигур через положение тела в пространстве (дети могут выполнять задание по карточкам или придумывать на какие геометрические фигуры похожи).

Не менее существенна пространственная ориентировка, которая позволяет не только видеть форму и оценивать размеры отдельных предметов, но и правильно понимать их местоположение по отношению друг к другу и к человеку. Не достаток пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушение пересказа, проблемы с чтением и письмом, нарушения счета и трудности с вычислительными операциями.

Ориентировка в пространстве так же имеет чувственную основу и позволяет ребенку выработать личную систему отчета относительно себя (вверху, там где голова или справа, там где браслет на руке и т.п.).

Поэтому дошкольнику прежде чем перейти к работе на листочке важно начать с познания схемы собственного тела и ориентировке в пространстве своего тела.

Затем ребенок учится ориентироваться на полу, и лишь потом переходит на горизонтальную плоскость.

При освоении пространства воспитанники:

  • играют в игры на цифровом коврике «Робот», «Что? Где?», «Поймай фигуру» (интерпретация игры «Муха»)
  • выкладывают геометрические фигуры на световом столе
  • выкладывают фигуры Танграм
  • выкладывают дорожки по клеточкам.
  • создают графические диктанты при помощи кубиков со стрелочками

В коррекционной работе результативно использую пособия:

бусы «Геометрические фигуры»; мозаику «Геометрические формы»; цифровой коврик; Танграм, пособие «Сравни фигуры»; цветные счетные палочки Кюизенера; абак «Цвет, форма, счет»; логические блоки Дьенеша.

В ходе проведения коррекционной работы по преодолению математических трудностей дошкольников старшего возраста через реализацию образовательного модуля «Математическое развитие» трудности освоения форм и пространственных представлений постепенно исчезают. Коррекционно-развивающая работа результативна при создании правильных условий математического развития детей дошкольного возраста.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (253) выйдет
14 августа 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (252) за 2022 год
Скачать Номер 28 (251) за 2022 год
Скачать Номер 27 (250) за 2022 год
Скачать Номер 26 (249) за 2022 год
Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год