Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм
Математика детям
Автор: Алябьева Нина Ивановна   
25.05.2019 15:22

Развитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру ТанграмРазвитие аналитических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игру Танграм

Подготовила: Алябьева Нина Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

Цель:

  • Формировать умения детей анализировать простые изображения, находить в них и в окружающих предметах геометрические формы, составлять их из частей, выделять не только названия геометрических фигур, но и их свойства, признаки, практически видоизменять фигуры, отображать, перемещать фрагменты рисунка.
  • Способствовать развитию мышления, воображения, зрительной памяти, комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач.

Танграм — По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

 

Скачать конспект

Детали в игре Танграм получаются путем разрезания квадрата (величина его может быть практически любой: 5х5, 7х7, 10х10, 12х12 и т.д.) на семь частей: пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.

Из этих геометрических фигур головоломки Танграм можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.

Игру можно изготовить самостоятельно из двустороннего картона по образцу:

В использовании данной игры важна правильная последовательность усложнения заданий: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

Этапы освоения игры Танграм

Первый этап — ознакомление с набором фигур, составления простейшей новой фигуры.

Рассмотрите с ребенком набор фигур, пусть он назовет их; отберет все треугольники, сосчитает их; сравнит по размеру, накладывая один на другой. Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?

Задания:

  • Из 2 больших треугольников составить квадрат, треугольник.
  • Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
  • Из 2 больших и среднего треугольника составить пятиугольник.

Задания видоизменяйте: составляйте новые простейшие фигуры по 1) образцу, 2) устному заданию, 3) замыслу ребенка.

Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».

В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам».

Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Этот этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.

Составление фигуры-силуэта зайца

Цель: Формировать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: у детей — набор фигур к игре Танграм, образец.

Ход игры: воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца. Вопросы для анализа:

  • Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?
  • Назовите фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров.
  • Составление фигуры по образцу.

Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.

Третий этап — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).

Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся

Цель: Развивать умения детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

Материал: наборы, фигур к игре Танграм, образец.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на образец.

Вопросы для анализа:

  • Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры.
  • Надо сначала рассказать, как это можно сделать.
  • Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?

После того как все дети составят силуэт гуся, педагог вызывает одного ребенка, который у доски составляет силуэт гуся. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске и рассказывают, как сделали они.

В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа. Дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам, по возможности сами дают этим фигурам названия (лисы, бегущего человека, сидящего человека, человека с водой и др.)

Далее используются составление изображений по замыслу ребенка.

Итак, в обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры Танграм последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год