Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Математика детям
Автор: Кривоногова Татьяна Геннадьевна   
29.05.2018 05:06

Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по развитию логического мышления и пространственного воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обобщение опыта работы с детьми по развитию логического мышления средствами логических игр и головоломок.
  • Передача опыта путем демонстрации фрагмента игры со спичками.

Актуальность.

 

Скачать конспект

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Всем нам приходится размышлять в повседневной жизни, но растущие запросы и возможности современного мира требуют всё более совершенных мыслительных способностей. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни.

Из опыта работы.

Исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Моя технология дает возможности для детей более раннего возраста. Обязательное условие работы: целенаправленное развитие мыслительных способностей дошкольников в играх, в игровых ситуациях, в интеллектуальных играх. Роль игровых технологий в развитии логического мышления велика. Именно благодаря ним ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Дети принимают учебные задания только в том случае, если полученные знания могут сразу использовать в игре, рисовании или другой деятельности. Поэтому я использую разные игровые методы работы:

  • Воображаемая ситуация
  • Приход сказочного персонажа
  • Отправление в путешествие
  • Получение зашифрованного «таинственного» письма
  • Вопросы
  • Игры и упражнения.

В своей работе использую следующие игры:

«Игры-головоломки»

Такие игры помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным и интересным. Они известны с незапамятных времён и долгое время служили для развлечения. Но современными исследователями установлено, что они могут быть эффективным средством умственного развития детей. Для этого в группе устроен «Уголок Мудреца», где представлены самые различные логические игры и головоломки: «Танграм», «Пентамино», «Вьетнамская головоломка» из фетра, кубики и квадраты Никитина, блоки Дьенеша, «Волшебные треугольники» и многие другие. Даже самые активные непоседы способны увлечься составлением силуэта какого-либо предмета или животного, «оживить» его, наделить каким-то характером. Во время знакомства ребёнка с логической игрой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, активизировать работу мысли, во-вторых, помочь ребёнку полнее и точнее её выразить с помощью речи и продуктивной деятельности.

«Ребусы»

Интересны игры с буквами и картинками. Это своеобразный тренажёр для мыслительной деятельности. Благодаря ребусам обогащается словарный запас, а слова легко запоминаются. Дети играют со словами, как с конструктором: собирают и разбирают на части. Открывают возможности слова, его значения.

«Дидактические игры»

Дидактические игры на развитие логического мышления помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Я создала такие игры, как: «Ассоциации», «Найди, что загадаю», «Чего не хватает», «Что общего и в чем отличия», «Найди клад» и другие.

«Словесно-логические игры»

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Но чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем быстрее осуществится переход от конкретного мышления к его высшей фазе – абстрактному. Неоспоримо влияние словесно-логических упражнений на речь ребёнка, а также память, внимание, воображение, способность к творчеству. Такие упражнения и игры лишены наглядных изображений. Это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает, когда ребёнок «не привязан» к конкретному объекту. При решении словесно- логических задач ребёнку может потребоваться подсказка. Поэтому я стараюсь проявлять заинтересованность, помогаю детям справиться с поставленной целью, но не давать готовых ответов. Применяю такие упражнения, как: «Закончи предложение», «Выбери один лишний», «Подбери общее слово», «Во что превратится» и другие. Игровым заданиям стараюсь придать занимательный характер, использую их на развлечениях «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?».

«Игры – исследования» (технология ТРИЗ)

Самостоятельно обнаруживать, исследовать разные признаки и свойства предметов детям стало интересно, когда я в качестве эксперимента предложила «метод маленьких человечков». Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут и действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение предметов и процессы, происходящие в них. Это вариации на тему сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Такие игры способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяют делать умозаключения. Можно предложить детям рассмотреть «Городок в лампе», «Городок в пылесосе» и так далее. Свои наблюдения и догадки о строении этих предметов дети могут отобразить в рисунках.

Мастер-класс «Головоломки со спичками».

Предлагаю вашему вниманию игры со спичками. Кто сказал, что «спички детям не игрушка»!

Логические задачи со спичками — это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. В задачи со спичками можно играть с детьми дома, на улице, или в дороге. Главное найти ровную поверхность для раскладывания спичек.

Впервые подобные головоломки появились около четырех тысяч лет назад в Древнем Китае. Только вместо спичек использовались бамбуковые палочки одинакового размера. До наших дней дошли лишь немногие из древних задач. В наше время интерес к спичечным головоломкам появился в конце XIX века. В это время вышла книга шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и развлечения», которая вскоре была переведена на русский язык.

Многие головоломки со спичками ориентированы на детей школьного возраста или даже взрослых. Как же быть с дошкольниками?

Вообще любую «взрослую» логическую игру можно адаптировать для детей: разбить на несколько задач, уменьшить количество вариантов перестановки. А когда уже ребенок будет уверено справляться с такими простыми вариантами, и, самое главное, будет получать удовольствие от этих игр, тогда можно переходить к более сложным версиям. Попробуем сделать то же самое со спичками.

Сначала несколько простых правил игры со спичками с детьми:

  • Играть со спичками могут даже дети с 1,5 – 2 лет, но при условии, что вы внимательно следите, чтобы спички использовались для дидактической игры и не оказались в носу или ушах ребенка. Но если вы все-таки не хотите рисковать, можно сделать спички из фетра, из магнитовинила или использовать счетные палочки.
  • Используйте ровную чистую поверхность для игры. Это может быть книга, стол, магнитная доска, фланелеграф.
  • Начинайте с простых упражнений. Убедитесь, что ребенок понимает, что такое переложить 1 спичку, выложить квадрат, треугольник. Не показывайте правильный ответ. Пусть ребенок почувствует радость от «победы». Просто отложите задачу до следующего раза, а следующий раз дайте более простую.
  • Не используйте только изображение задач на карточках или экране компьютера. Всегда давайте спички или палочки: детям важно пробовать, действовать с предметами, у них еще не развито образное мышление настолько, чтобы решать задачи «в уме».
  • Используйте мелкие игрушки или картинки. Головоломки могут быть интереснее, став основой сказочного сюжета. Как это делать вы поймете, взглянув на задачи.

Освоение игр и головоломок со спичками я предлагаю проводить в три этапа. Начинайте с первого, самого простого, — он будет интересен детям любого возраста, а трехлетки обычно в полном восторге от таких игр-сказок!

Этап 1. Сочиняем сказку.

Малыши 2-3 лет едва ли будут ломать голову над задачей о том, как сделать из квадрата… Им нужны игры другого рода, а именно выкладывание фигур, предметов, а еще лучше сказки из спичек. Итак, высыпаем несколько пачек спичек на середину стола и начинаем рассказ. Например, такой:

Жил был еж.

У него был свой дом.

Однажды он встретил змею.

Змея жила в густой траве.

И так далее: расскажите о том, как они подружились, встретили лошадку, человека, пытались залезть на дерево и почему у ежа это не получилось.

Ребенок обязательно втянется, если интересно творить, рассказывать и строить. Пройдет немного времени, и вы сами услышите сказки в исполнении малышей.

Этап 2. Играем и строим.

Дошкольников в возрасте 3-4 лет, когда рассказываете сказку и строите из спичек, просите помочь вам. Дети всегда с радостью откликаются на призыв о помощи: «Пожалуйста, помоги мне построить ТАКОЙ ЖЕ домик, сделать лошадку-подружку, стулья для всех гостей». Благодаря этим заданиям, ребенок будет строить «по образцу», что очень важно для развития пространственного мышления. Без этого этапа, очень сложно будет перейти к следующему – настоящим задачам.

Этап 3. Решаем головоломки.

Освоив простые схематичные изображения, можно переходить к настоящим головоломкам. Представляю самые простые «подготовительные» игры для детей 5-ти лет.

  1. В гараже стоит машина. Переложи 2 спички, так чтобы машина оказалась под крышей.
  2. Добавь одну спичку, чтобы в домике получилось 2 одинаковых комнаты.
  3. Переставь одну спичку так, чтобы заяц на стуле видел капусту, а не морковь.
  4. Построй окно. Сколько здесь квадратов? А прямоугольников? А является ли квадрат прямоугольником?
  5. Добавь 2 спички, чтобы стало 3 квадрата.
  6. Добавь одну спичку, чтобы получилось 3 треугольника.
  7. Разверни следы в обратную сторону, переставив 4 спички.
  8. Сложи из 5 спичек 2 треугольника.

Переходим на следующий уровень и осваиваем более сложные игры.

  1. Поверни избушку на курьих ножках в обратную сторону.
  2. Ёж идет за лошадью. Переложи одну спичку так, чтобы лошадь повернулась к ежу.
  3. В совке лежат зеленые горошины. Переложи 2 спички так, чтобы в совке оказались горошины другого цвета.
  4. Переложи 1 спичку так, чтобы крокодил ел не зайца, а морковь.
  5. Добавь три спички так, чтобы получилось колесо.
  6. Сделай из 9 спичек — 100. Такое задание можно предложить, если ребенок знаком с числом.

Значимость таких упражнений в том, что они направлены на развитие пространственных представлений, ориентировки на плоскости, внимания, зрительной памяти, умения четко выполнять речевую инструкцию, способствуют развитию воображения и речи. В процессе игр важно, чтобы дети не только понимали слова, обозначающие положение в пространстве, но и умели их называть: снизу наверх, слева направо и т.д.

А сейчас я предлагаю вам выложить небольшой спичечный домик с трубой из девяти спичек и поселить в него игрушку из киндер-сюрприза. В моем доме живет Мила. К ней в гости пришел Кузя. Но дом слишком мал для двоих. Нужно из данного количества спичек построить большой дом. Помогите Кузе и Миле. Пока мы строили, игрушки оказались на крыше. Вдруг пошел дождь. Давайте спрячем Милу и Кузю под крышу, переложив три спички. Какие вы молодцы, спасли от дождя своих маленьких друзей!

Надеюсь, игры вам понравились, и спички станут вашим любим развивающим материалом, конечно, если вы не забудете напомнить детям правила безопасности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год