Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Липатова Ольга Николаевна   
13.10.2021 20:46

Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Липатова Ольга Николаевна, преподаватель дошкольных дисциплин ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», г. Казань, Республика Татарстан.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

 

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют математическому развитию детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния развивающих игр на математическое развитие старших дошкольников.

Большое значение в математическом развитии дошкольников придается использованию таких универсальных средств, как развивающие игры «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Как отмечает Р.Л. Непомнящая и Е.А. Носова эти игры как дидактические средства в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Так в процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать-декодировать. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно активно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Но на данный момент блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стараются внедрить в систему образования, и в чемпионатном движении WorldSkills Russia в компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» одним из конкурсных заданий является «Разработка и проведение интегрированного занятия (игры) с подгруппой детей с использованием развивающих (дидактических) материалов (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)»

В работе со студентами, на занятиях, после изучения теоретических вопросов по проблеме математического развития старших дошкольников через универсальные средства обучения организуем исследовательскую работу. Обследование детей состоит из 3-х этапов. Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей используем методику: цветные матрицы Равена. По итогам первого этапа разрабатываем перспективный план занятий с использованием развивающих дидактических пособий с детьми 6 – 7 лет по математическому развитию. После всех проводим контрольный эксперимент по той же методике для определения её эффективности. Результаты выполнения заданий намного выше, уровень развития интеллекта, следовательно и логико – математическое мышление дошкольников повышается, это говорит, о том, что проведение подгрупповых и индивидуальных занятий улучшают процесс математического развития старших дошкольников.

Таким образом, обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, упражнений, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических квестов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год