Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Математика детям
Автор: Липатова Ольга Николаевна   
13.10.2021 20:46

Использование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возрастаИспользование универсальных средств в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Липатова Ольга Николаевна, преподаватель дошкольных дисциплин ГАПОУ «Казанский педагогический колледж», г. Казань, Республика Татарстан.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальный заказ в сфере образования отражает возрастающую потребность государства и общества в подготовке квалифицированных специалистов, умеющих продуктивно мыслить. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретают требования к качественно новому уровню развития познавательных процессов. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

 

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические игры и упражнения, как основной вид деятельности для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Любые виды логико-математических игр, входящих в проблемно-игровую технологию, способствуют математическому развитию детей, умения использования логики при познании мира, повышают познавательный интерес.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение влияния развивающих игр на математическое развитие старших дошкольников.

Большое значение в математическом развитии дошкольников придается использованию таких универсальных средств, как развивающие игры «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Как отмечает Р.Л. Непомнящая и Е.А. Носова эти игры как дидактические средства в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Так в процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать-декодировать. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно активно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Но на данный момент блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стараются внедрить в систему образования, и в чемпионатном движении WorldSkills Russia в компетенции «Воспитатель детей дошкольного возраста» одним из конкурсных заданий является «Разработка и проведение интегрированного занятия (игры) с подгруппой детей с использованием развивающих (дидактических) материалов (блоки Дьенеша и палочки Кюизенера)»

В работе со студентами, на занятиях, после изучения теоретических вопросов по проблеме математического развития старших дошкольников через универсальные средства обучения организуем исследовательскую работу. Обследование детей состоит из 3-х этапов. Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей используем методику: цветные матрицы Равена. По итогам первого этапа разрабатываем перспективный план занятий с использованием развивающих дидактических пособий с детьми 6 – 7 лет по математическому развитию. После всех проводим контрольный эксперимент по той же методике для определения её эффективности. Результаты выполнения заданий намного выше, уровень развития интеллекта, следовательно и логико – математическое мышление дошкольников повышается, это говорит, о том, что проведение подгрупповых и индивидуальных занятий улучшают процесс математического развития старших дошкольников.

Таким образом, обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, упражнений, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических квестов. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год