Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике
Математика детям
Автор: Суворова Лидия Дмитриевна   
01.11.2014 18:57

Формирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математикеФормирование пространственных представлений – необходимое условие обучения дошкольников математике.

Одной из важных задач обучения дошкольников является формирование у них определенного запаса элементарных математических представлений, способствующих более успешной учебе в школе.

Особое место в содержании этой работы занимают количественные представления. Но прежде, чем освоить счет, количество, сравнение предметов по количеству, дети должны научиться сопоставлять их по внешним, хорошо воспринимаемым, конкретным и наглядным признакам. Поэтому в программу обучения входят различные области математической действительности: величина и форма предметов, пространственная и временная ориентировка и, наконец, количество и счет. В результате такой работы дети учатся абстрагировать количество как особый признак, независимый ни от каких других.

Необходимым компонентом математической подготовки детей к школе является наличие и полнота пространственных представлений. Недоразвитие пространственных ориентировок является одной из причин затрудненного овладения детьми навыками счета, чтения, письма, рисования, конструирования, овладения трудовыми навыками.

Важную роль в том, насколько успешно дошкольники овладевают представлениями о пространстве, играют содержание и организация образовательного процесса. Чтобы работа по данному направлению была более целенаправленной, следует выделить характеристики или параметры пространства: вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади, вокруг, рядом, между, над-под, перед, за и др. Исходной в освоении ребенком пространственных направлений служит ориентировка в схеме собственного тела. Многие дети плохо различают правую и левую руки, плохо знают пространственное положение других частей тела, неуверенно владеют их словесными обозначениями. А это тормозит формирование других, более сложных видов пространственной ориентировки с точкой отсчета от себя и ориентировкой между предметами.

Этапы пространственной ориентировки на себя, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в различные отношения.

Особое значение имеет выбор дидактического материала. Развивающее воздействие на детей оказывают игры типа: «Путешествие по комнате», «Найди игрушку», «Угадай, что где находится», «Отгадай, кто где стоит», «Встань там, где я скажу» и др. Используются планы, схемы, рисунки, модели, таблицы с различным расположением предметов.

Обучающая задача заключается в том, чтобы пространственный образ был целостным и включал в себя как двигательные, так и зрительные параметры, соединенные соответствующим словом. Своевременное и правильное соединение полученных представлений со словом является чрезвычайно важной задачей, т.к. представления, не закрепленные словом, оказываются расплывчатыми, приводят к смешению детьми параметров пространства.

Важное место в работе отводится ориентировке в пространстве листа бумаги, в пространстве клетки, строчки. Значительную трудность у детей вызывают задания, содержащие два или более условия (например, в верхнем левом углу, внизу справа, слева у самого края и т.п.). Проводятся игры: «Художники», «Расскажи про свой узор», в которых используются геометрические фигуры.

В системе занятий большое внимание уделяется выполнению детьми разнообразных графических упражнений. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке на листе бумаги, является первым шагом в долгом процессе подготовки детской руки к овладению письмом, в том числе и выполнению письменных заданий по математике.

В развитии пространственных представлений, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют проводимые воспитателями прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, занятия по изобразительной деятельности, музыкальные занятия, различные режимные моменты, ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада. Поэтому в работе по формированию пространственных представлений требуется комплексный подход, реализация которого возможна лишь при четком взаимодействии педагогов, работающих с детьми и родителями детей группы.

Сформированные пространственные ориентировки послужат фундаментом для развития пространственного мышления, помогут детям успешнее овладеть представлениями о расположении чисел и цифр в ряду, подготовят к умению сравнивать числа, к выполнению операций сложения и вычитания (например, число 3 стоит после числа 2; число 3 больше, чем число 2 на 1; число 3 стоит между числами 2 и 4), к решению задач на движение (навстречу, в разные стороны).

Проводя работу по формированию пространственных представлений, следует помнить, что умение ориентироваться в пространстве является одним из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и имеет для них жизненно-практическое значение в познании окружающей действительности.

Литература.

1. «Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет». Книга для воспитателей и родителей (под редакцией Столяра А. А.). М., Просвещение, 1991.

2. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Михайлова З. А., М., Просвещение, 1985.

3. «Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников». Соболева А. В., Ткачева В. В., Москва, 2000.

4. «Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи». Калинченко А. В., М., 2005.

5. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». Нищева Н. В., М., 2009.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 2 (123) выйдет
16 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год