Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Сказки вчера и сегодня»
Для Мам и Пап
Автор: Бусарова Юлия Анатольевна   
02.04.2020 15:33

Статья «Сказки вчера и сегодня»Статья «Сказки вчера и сегодня»

Бусарова Юлия Анатольевна воспитатель I категории, Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1, — РФ, Выборгский район, г. Санкт-Петербурга 2020

Статья предназначена для родителей детей от 5-ти лет

Вы когда-нибудь задумывались, почему в сказках, успешные и богатые персонажи часто отрицательные герои, а бедняки наоборот положительные? Положительным героям все достается просто так, по волшебству, и богатство в том числе. Конечно, они творят добрые дела, но ведь на то они и положительные герои, верно? Но почему хорошие герои в наших сказках изначально всегда бедны? Так ли плохи отрицательные герои? Как это повлияет на наше восприятие жизненных устоев в будущем?

Сложно отрицать, что наше окружение влияет на наше восприятие мира. Очень важно с кем мы общаемся, что смотрим, что слушаем. Мы стараемся оградить детей от лишней и вредной информации и дать им все самое лучшее. Но вдруг на ребенка вредно влияет то, что нам кажется хорошим и полезным?

 

С раннего возраста в жизнь человека входят элементы народного творчества. С начала дети впитывают, как губки, нюансы человеческих взаимоотношений между самыми, для них близкими людьми, которые поют им колыбельные, наговаривают прибаутки и чистоговорки и, конечно читают сказки. Дети учатся на сказках и, считывая коды отношений между героями сказок, заполняют свой внутренний мир, складывая пазлы восприятия хорошего и плохого. Для взрослых подобным источником мудрости тоже являются пословицы, поговорки, притчи и, естественно, произведения великих писателей, мудрецов прошлого и настоящего. Все это влияет на нас и чаще всего подсознательно. Человек существо социальное и мы думаем и действуем так, как считается правильным поступать в нашем окружении и обществе. А сказки, это наша первая опора в жизни, на основе которой, мы часто, также бессознательно, формируем свое поведение. Дети себя ассоциируют с главными героями сказок, хотят им подражать. Важно, чтобы каждый ребенок выбирал для этого, положительного героя или того героя, который смог найти в себе силы и стать на правильный путь.

Положительные герои в русских сказках.

Вы согласитесь наверняка, что одним, из, может быть, не самых любимых, но без сомнения, самых запоминающихся героев русской народной сказки, является простак или Иван — «дурак». Имена, впрочем, могут быть разные. Внешне неприметный, добрый, не скандальный, совершающий на первый взгляд глупые и ненужные поступки, не стремящийся ни к богатству, ни к славе. Именно он, за наличие у него выше перечисленных качеств, в конце сказки получает в награду прекрасную царевну, а иногда и полцарства в придачу.

Вот знаменитая сказка «Сивка — Бурка». У отца было три сына. Младший, Иван — «Дурак», «ничего не делал, только на печи в углу сидел». Перед смертью старик попросил своих сыновей каждого по три ночи провести на его могиле. Два старших вместо себя послали «дурака». Он и получил от покойного отца щедрый подарок — прекрасного коня по кличке Сивка — Бурка. С его помощью Иван смог достать до высокого окна царевны и поцеловать ее. Вот как сказка описывает своего героя: «…платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом». Увидев его, «царевна обрадовалась, берет его за руку, ведет к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братьев это сильно расстроило. Думают они: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла?». Заканчивается сказка пиром, на котором царевна находит своего суженого. Наш Иван «оправился, очистился, молодец молодцом стал!» Он уже не Иван — «Дурак», а Иван — царский зять!

Сила Ивана, и в этом также выразился своеобразный русский народный идеал, в простоте своей, искренности, отсутствии меркантильности и прагматизма. В то же время его старшие братья, умницы и прагматики, как раз и оказываются в «дураках». Отсутствие практицизма, по-русски, это отсутствие жадности, стяжательства, что ценилось всегда в русском человеке.

Сказка раскрывает и еще одно отличие русского менталитета, в ней нет святости понятия труда, того особого трепетного отношения, на грани «труд ради самого труда», которое свойственно, например, Германии, современной Америке или Японии. Известно, например, что одной из распространенных проблем у жителей этих стран, является неумение расслабиться, отвлечься от дела, понять, что ничего не случится, если на неделю уехать в отпуск.

Для русского человека такой проблемы нет. Он ощущает всю тяжесть ручного труда, иногда не выносимого и поэтому отдыхать и веселиться он умеет, а работу воспринимает как неизбежность. Сегодня, как не странно, так же как и раньше, работа и зарплата, полученная за эту работу, чаще всего не вяжутся друг с другом. То есть часто, выполняемая работа, не соизмерима с тем, сколько человек тратит на нее сил и времени и естественно зарплата, будучи в разы меньше, не соответствует этим «сило/часам».

Почему народ создавал такие сказки и поговорки?

Все сказки, которые мы так любили в детстве — это, в основе своей, народные сказки. Именно они ложатся нам бальзамом на душу. Именно народные сказки убаюкивают нас, давая ощущение защищенности и домашнего, бабушкиного уюта. Нам кажется, что все, о чем говориться в сказках, розовые фантазии со счастливым концом. Почему же они так далеки от реалий той и, тем более, сегодняшней жизни. И так ли это на самом деле?

Раньше русский человек был заложником своего происхождения. В конце 19 века крестьянство составляло 84% населения России (городские обыватели 11, 9%; казачество 9,9%; дворянство 1,1%; духовенство 0,5%). Поэтому сказка была спасением, отдушиной в условиях не легкой крепостной жизни.

Сказки часто трактуют, как отражение извечной склонности русского человека к лени и безделью. На самом деле, в них завуалирована тяжесть крестьянского труда, рождавшая желание отдохнуть. Тяжесть, заставлявшая мечтать о волшебном изменении. Об изменении, когда можно будет с удовольствием ничего не делать и думать о счастливой жизни. Все это, конечно, также нереально для мечтающего об этом мужика или девушки, как ездящая по улицам печка или коровушка, из уха которой можно выйти счастливой и богатой. Их, крестьян, неотступно ждет ежедневная, трудная работа, а мечта спасает от беспросветного уныния. Сказки часто воплощают не только лучшие качества народа, но и мечту о помощи в безвыходных ситуациях, бытующие в нем. Сказки должны давать надежду — это была и есть, главная их функция. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой. Бедный человек мечтает о богатстве. «Дурак» желает стать умным, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Жалостливость — одно из основных свойств русской натуры. Проявляется она в самых разных областях. Вот, например, первые русские святые — Борис и Глеб, не борцы за веру, а невинно убиенные жертвы, страдальцы (и тоже ведь не за веру). К числу их достоинств летописцы относят молодость, незлобивость, чувствительность, доброту, сердечность. Оба они отказались бороться, с неумолимо надвигающимся на них, злом соперничества в борьбе за наследство и престол, отвечать насилием на насилие. И оба погибают, без сопротивления, от рук, посланных к ним, убийц. Для того времени и для их положения, младших наследников престола, в их убийстве старшим братом в борьбе за власть нет ничего необычного. Святость их в том, что они стали невинными жертвами и не стали сопротивляться злу.

Наша мудрость прошлых веков.

Не будем приводить в пример такие простые поговорки как «Работа не волк, в лес не убежит», маловероятно, что кто-то сейчас с ней согласится. А вот другие поговорки, такие, как: «Богат Ермошка — есть собака да кошка». «Богат не тот, у кого всего много, а тот, кому меньше нужно». «Богато не жили, нечего и начинать». «Богатого с бедным не верстают». «Богатому идти в суд: трын — трава, бедному: долой голова». «Богатство — грязь, ум — золото». «Богатство — не цель, бедность не позор». «Богатство — цель глупца, добродетель — мудрого». «Бедный две семьи кормит: свою да богатую». «Кто скупо живет, тот деньгу бережет», гораздо интереснее рассмотреть. Это те неоднозначные пословицы, с которыми очень хочется согласиться в силу сложной жизни русского народа и его беспомощности перед властью даже сегодня. А как вы смотрите на эти поговорки сейчас? Согласны? Думаю, со многими из них, вы точно согласитесь. Но с другой стороны, сейчас человек не ограничен своим рангом и происхождением, поэтому может, если очень захочет или не упустит, судьбой дарованный удачный случай, достичь любых финансовых высот, но только если произойдет тот самый случай или удача.

Берем пример с западных сказок или нас и здесь неплохо кормят.

«Работай головой, а не руками», — вечно говорит самый известный мультяшный бизнесмен Скрудж МакДак. Но сам он когда-то начал зарабатывать деньги именно ручным трудом. В детстве он жил в Глазго и чистил прохожим ботинки. Однажды ему пришлось чистить особенно грязные сапоги, но за тяжёлый труд ему заплатили не шотландской, а американской монетой, которая была абсолютно бесполезна в том месте, где он жил. Тогда Скрудж решил, что больше не даст себя в обиду. Что он станет «умнее всех умных и твёрже всех твёрдых» и разбогатеет. Скрудж стал успешным бизнесменом. Он никому не мешает жить. В то же время его изображают противным и одиноким стариком, и именно таким он запоминается всем нам на всю жизнь.

Профессор экономики, Гаус, написал статью «Как важно заниматься своим делом» посвящённую Эбинейзеру Скруджу, одному из прототипов Скруджа МакДака. Джеральд Гаус пытается в статье реабилитировать героя, утверждая, что он — воплощение очень важной добродетели — умения не лезть не в своё дело, твердо стоять на ногах, добиваясь своего благополучия.

Ещё один неоднозначный предприниматель из детской зарубежной массовой культуры — Вилли Вонка, владелец шоколадной фабрики из сказки Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» и одноимённого фильма. Как многие выдуманные отрицательные герои, Вонка мизантроп и одиночка — ни жены, ни детей. Он, такой же, как и другой главный герой из мультсериала «Гадкий Я», который хоть и не предприниматель, но тоже хорошо зарабатывающий человек гадкими поступками. Эти герои презирают семейные ценности, ненавидят слово «родители» и считает, что семья — худшее, что может случиться с человеком. «Кондитер должен летать в одиночестве. Следовать за мечтой, несмотря ни на что. У меня нет семьи, и я процветаю», — говорит Вонка. В западной культуре даже у самых жадных и чёрствых бизнесменов есть человеческое лицо или они его приобретают. На этих героев, под конец историй, хочется быть похожими. У западных сказочных предпринимателей есть хоть какие-то шансы на спасение, и они становятся добрее, когда обретают любовь и семью. В западной культуре другое отношение к богатству. Там популярен образ человека, который "сам себя сделал" и заработал деньги честным трудом. Даже если это не положительный образ, то он, по крайней мере, не бездушен. Он может начать исправляться. Его хотя бы иногда бывает жалко.

Между добром и денежным благополучием

В русскоязычных сказках и рассказах герои, добивающиеся благополучия, безнадёжные злодеи. У нас к таким персонажам жалости нет — они даже нарисованы так, что их невозможно пожалеть. И богатство своё они получают обычно нечестным путём. В русскоязычных сказках, бизнесменов очень мало, их характеры более скверные. Как правило, мы ничего не знаем о прошлом этих героев и они так и остаются гадкими. Соответственно зарабатывать, как они и быть похожими на них у нас желание не вызывает. Один из самых злобных сказочных бизнесменов в произведениях для детей в нашей стране, это господин Спрутс из «Незнайки на Луне». Спрутс главный богач среди лунных коротышек. Он хозяин фабрики по производству тканей. Этот роман — сказку Николай Носов написал в 1965 году, и мир подлунных коротышек в нём стал пародией на капитализм (который, впрочем, оказался больше похож на российский «дикий» капитализм 1990-х). Обществом на Луне правят богачи, которых беспрекословно слушаются полицейские. С конкурентами борются криминальными методами, а богатые предприниматели (как правило, монополисты) контролируют прессу. Этот герой является отрицательным для наших детей, как в начале истории та и в конце ее. Думаю, что ни кто, из взрослых, не хотел бы видеть своих детей похожими на этого бизнесмена. «Дети плачут, а родители платят», говорила госпожа Беладонна из советского мультсериала «Приключения поросёнка Фунтика». Еще один отрицательный герой и тоже предприниматель, в российской массовой культуре для детей чье благополучие строится на лжи. Белладона не просто гадкий человек. Она строит свое предпринимательство на обмане детей.

Вообще-то предпринимателей в этом мультфильме двое. Бизнесменом можно назвать и дядюшку Мокуса — хозяина странствующего цирка. Вот тот самый герой, который пытается зарабатывать деньги честным трудом и обучает этому Фунтика, ставшего на скользкий путь воровства и обмана ради благополучия. Дядюшка Мокус добр и бескорыстен, и поэтому бродит по свету «с карамелькой за щекою», но его вряд ли можно назвать обеспеченным человеком. Это, как раз тот самый герой, на которого нужно равняться нашим детям при поиске идеалов для достижения благополучия.

Авторы исследования «Образ бизнесмена в русской и англосаксонской культурных традициях» — О. С. Шурупова, Г. И. Коротина и другие — пишут, что ещё в классической русской литературе образ дельца ассоциировался с нечестно заработанным богатством: Чичиков из «Мёртвых душ», купцы из пьес Островского — все они то и дело нарушают общепринятые моральные нормы. Но и в англоязычной культуре, как отмечают авторы, лучший способ для бизнесмена стать «хорошим» — осознать, что семья и друзья важнее денег, и сделать выбор в пользу добра и альтруизма. И если во «взрослой» культуре образ бизнесмена постепенно меняется — успешные предприниматели вовсю выпускают книги с историями успеха и дают мотивирующие интервью, то в «детской» культуре и в литературе, в частности, бизнес — это по-прежнему выбор между добром и денежным благополучием.

Будем учиться благополучию у сказок

Конечно, на наше поведение, как в детстве, так и во взрослой жизни влияет воспитание. Воспитание, которое дети получают от мамы и папы, от друзей и недругов, через интернет, из фильмов и книг, в том числе и из сказок. Да, ведь сказки и нас с вами тоже воспитывали, из них мы узнавали, что хорошо, а что плохо. И даже если в сказке никто не говорил напрямую, что деньги это плохо, то подобный подтекст был и есть и это сложно отрицать. Однако для этого раньше были исторические причины, о которых сказано выше. И все — таки неправильно, сейчас обвинять русские народные сказки в современном отсутствии финансовой грамотности россиян и уж тем более говорить, что они опасны для детей.

Да, ребенок может справедливо спросить: «Почему герой из сказки ничего не делал, просто был добрым и все получил?». А наша с вами задача, для воспитания достойного и жизнеспособного в будущем взрослого человека с большой буквы, состоит в том, что бы этому ребенку именно сейчас, объяснить контекст и рассказать, почему все получилось именно так. Не отдавайте ребенка на воспитание только книгам, фильмам и тем более интернету без обсуждения с вами. Разговаривайте со своими детьми уважительно и не используйте унизительные характеристики повседневной и политической жизни вокруг них. Старайтесь все объяснять, сохраняя достоинство. Ребенок всегда нуждается в нашем с вами участии и верных подсказках.

Нам, взрослым, нужно выработать единый кодекс и правила поведения таким образом, чтобы изменить сознание и жизненный подход людей нашей страны, объединив все лучшее из западного и из нашего менталитета. Пусть наши дети и внуки будут уметь зарабатывать и ответственно тратить, будут щедрыми и заботливыми, добрыми и умными, отзывчивыми и сильными, будут ценить и с уважением относиться, как к своему, так и к чужому труду. И тогда дети будут воспитываться согласно общепринятым правилам и законам именно нашего общества, гордясь этим!

Детская литература, с точки зрения формирования финансовой грамотности, сегодня.

В наше время, на мой взгляд, необходимо создавать такие сказки, повести, рассказы и любые другие произведения, в которых герой, стараясь помочь себе или себе и еще кому — то, придумывает способ поправить материальное, жилищное, образовательное, любое жизненное положение человечными способами!

Создавать произведения, где герой, изначально обладающий добрым, сострадающим, благородным и честным сердцем и душой, стараясь заработать или найти способы для воплощения благородной, научной, творческой и человечной идеи, через трудности и испытания, достигает задуманного!

Создавать произведения, где внешние, не пропагандирующие человеческие ценности, факторы, в том числе и поступки людей (описание действий этих факторов и поступков давать в соответствие с возрастными ограничениями) пытаются сделать героя черствым и равнодушным, но, где он, вопреки всему, вовремя умеет сказать «нет!».

Где герой сохраняет свои высшие духовные силы и становится мудрым учителем и достойным примером для подражания в первую очередь для детей и молодежи.

Герой новых отечественных произведений должен уметь быть счастливым, уметь любить, уметь создавать семью (где женщина — мама, а мужчина — папа!), ценить дружбу, уважать и себя и других людей. Должен быть героем без этнического и гендерного ограничения, но сохраняющего менталитет жителя России!

Герой должен быть мудрым и надежным, разумным, с внутренним стержнем. Героем исторически, финансово и политически грамотным, обладающим огромным чувством юмора. Он должен быть немного супергероем, достойным гражданином своей страны и защитником Родины!

И в заключении

Бережливость – это моральное качество, характеризующее уважительное отношение человека к труду. Заботливое отношение не только к материальным, но и к духовным ценностям. Это умение разумно распоряжаться своим имуществом и своими душевными и физическими силами. Это понимание достаточности необходимого и избытка роскошного.

Научить малыша бережливости, но не сделать из него «скрягу». Бережливость и экономия должны иметь свои границы – чрезмерная экономия может развить в Вашем ребёнке черту жадности. Ведь бережливость – это не только черта характера человека, это его манера поведения, способ отношения к жизненным ценностям. И воспитание в ребёнке этой черты характера требует очень серьёзной, каждодневной работы. Помните: воспитывая в ребёнке бережливость, Вы не должны забывать о щедрости. Бережливость без щедрости – верный путь к корыстолюбию, также опасна и щедрость без бережливости – это верный путь к расточительности.

Некоторые сказки и повести современных авторов:

  • Елена Вадюхина «Сказка о красавице и трёх её сестрах»
  • Татьяна Попова «Два брата»
  • Андрей Богдарин «Сказка о трёх братьях»
  • Елена Зинченко «Сплошное волшебство. Сказочная повесть о бережливости. Денискина копилка»
  • Василий Сухомлинский «Бабушка и Петрик», «Правильно думай о труде», «Не потерял, а нашел»
  • Алексей Мусатов «Как хлеб на стол пришел»
  • Валентина Осеева «Сыновья»

Использованные материалы:

  • Пётр Кошель «История денег. Рассказы для детей»
  • Финансы школьникам. «Как детские сказки влияют на финансовую грамотность детей?»
  • О.С. Шурупова, Г. И. Коротина «Образ бизнесмена в русской и англосаксонской культурных традициях»
  • Интернет ресурсы:
  • Проза. ру
  • zen. yandex. ru и другие
  • Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http: //festival. 1september.
  • Загадки и ребусы — http: //www. collection-zagadok. ru/zagadki-cat47. html -
  • Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -
  • http: //www. igraza. ru/page-10-1-11. html
  • Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» — http: //festival. 1september. ru/
  • Игры по экономике — http: //basic. economicus. ru/igroteka/
  • Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6. ucoz. ru
  • Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика»
  • http: //doshvozrast. ru/konspekt/poznovrazv104. htm
  • https: //www. youtube. com/watch? v=TvzjFQKiiTQ
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год