Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Логопедия
Автор: Динара Фидратовна Киреева   
23.04.2014 22:01

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенкаИзвестный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг»,- писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.
Игры с пальчиками развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию, речь. Влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Установлено, что уровень умственного развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема умственного развития оставляет желать лучшего ( Например: число детей, имеющих речевые нарушения увеличилось: если в 50-х годах ХХ века было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале 21 века их стало 68% ).
Таким образом, вопрос умственного развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом  в своей работе я определила тему «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
В начале работы перед собой поставила цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в нее, развивая при этом умственные способности и вызывая эмоциональный отклик.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
1) Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, память, речь детей;
2) Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Поставив перед собою цель и определив задачи, занялась поисками всевозможных пальчиковых игр. Работая над темой, мною был составлен план на основе изученной литературы.
Начать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев. Учитывая этот момент, я подготовила картотеку пальчиковых упражнений и игр. И мною были проведены упражнения с пальчиками: «Флажок», «Очки», «Зайчик», «Коза», пальчиковые игры: «Апельсин», «Замок», «Кораблик» и т другие.
Также при помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки, которые привлекают детей.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов. В свою работу я включила рисование с ватными палочками. Такой вид рисования позволяет детям не только развивать мелкую моторику рук, но и дает ощутить незабываемые положительные эмоции.
Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно. Сюда входит такие игры как:
1) «Разноцветные прищепки»;
2) Игры с пазлами, мозаиками;
3) «Застегни пуговку»;
4) «Выложи узор» (из пробок, камешков);
5) «Шнуровки»;
6) Постройки из счетных палочек.
Также приобрела различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр теней». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумагу. Мы ее мяли, рвали и создали аппликацию «Весной». Такой вид деятельности имеет терапевтический характер, положительно влияет на нервную систему, успокаивает детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например: «Рисование на крупе», игра «Забавная картина» (дети выкладывают рисунки с помощью круп на пластилиновой основе).
Для родителей в приемной имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики. В течение года были подготовлены консультации «Почему необходимо проводить с детьми пальчиковые игры», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», папки-передвижки «Игры и задания для развития мелкой моторики», «Пальчиковые игры в шкатулочку». Был проведен мастер-класс  «Волшебные ручки», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, дала необходимые рекомендации по ее проведению. Также организовала  в конце года фотовыставку «Умелые пальчики».
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на умственное развитие детей.
И в заключении хочу сказать, что я не буду останавливаться на достигнутых результатах, буду продолжать поиски новых приемов и методов, заботиться о здоровье детей.
Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция: «Три пути к знанию: путь размышления – это путь самый благодарный, путь подражания – это путь самый легкий, путь опыта – это самый горький».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год