Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект "Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование"
Логопедия
Автор: Терешкина Ольга Станиславовна   
06.01.2014 01:46

Проект "Развитие фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование"Введение
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачичкин, Л. Ф. Чистов, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия анализа и синтеза для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Среди всех речевых дефектов нарушение фонематического восприятия анализа и синтеза является наиболее распространённым. По данным исследования Т.Б. Филичевой, среди 5128 дошкольников в разных регионах России было выявлено 1794 ребёнка с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза, что составляет 34,98% общего числа детей. По результатам обследования учителя – логопеда СОШ №4 выявлено 37% детей с нарушением фонематического восприятия анализа и синтеза. Результаты обследования детей в МКДОУ «Детский сад «Буратино» показали, что нарушения этого же характера имеют большое количество детей, что составляет 50% в старших и подготовительных группах. Нарушение фонематического восприятия часто связанно с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение, а, кроме того, не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда над формированием фонематического восприятия анализа и синтеза остаётся актуальным.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Практика показывает преимущества наглядного моделирования в работе с детьми:
• материал интересен воспитанникам;
• наглядный материал усваивается лучше, чем вербальный;
• имеет ситуацию успеха;
• вызывает положительные эмоции.
Многие педагоги (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, А. Р. Лурия, Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В. К. Воробьева) считают: что для полноценного усвоения звуковой стороны речи посредством использования наглядного моделирования, работа будет эффективна тогда, будут соблюдены следующие педагогические условия:
1. Формирования интереса к речевой деятельности и наглядному моделированию;
2. Организация субъект – субъектного взаимодействия педагогов и детей;
3. Организация взаимодействия ДОУ и семья.
На основании выше изложенного определена основная цель проекта - развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, через наглядное моделирование, у детей с общим недоразвитием речи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Разработать проект для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза с детьми с общим недоразвитием речи.
2. Использовать наглядные методы и средства, побуждающие детей к процессу развития речи.
3. Создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и к развитию фонематического восприятия анализа и синтеза через наглядное моделирование;
4. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи.
Реферативная часть
Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста становится наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства развития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению ребенка.
Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов и знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. В основе наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели дает возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач.
Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Развитие умения дешифровки модели.
3. Формирования навыка самостоятельного моделирования.
В основе работы с детьми лежат следующие принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико – грамматического строя.
2. Принцип оценки коммуникативного поведения в процессе общения важен для анализа речевых нарушений, для понимания их генеза и, особенно для определения путей их преодоления и коррекции.
3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей.
4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребёнка, поддержку его инициативы, видение в ребёнке целенаправленного партнера.
5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности – обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения речевой деятельностью с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Ожидаемые результаты:
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения в подгрупповые и индивидуальные занятия, игры и задания по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза на основе наглядного моделирования;
- полноценное освоение звуковой стороны речи, фонематического восприятия анализа и синтеза;
- повышение уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития и воспитания детей.
Проектная часть
Реализация проекта «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает четыре этапа: 1этап – диагностико-мотивационный, 2 этап – проектно-организованный, 3 этап – практический, 4 этап – итоговый.
Этапы реализации
1этап – диагностико-мотивационный
Задачи:
1. Выявить уровень развития фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
2. Создать условия для активного участия в проекте детей, родителей.
Дата проведения Работа с детьми
- Диагностирование детей с общим недоразвитием речи.
-Анализ полученных результатов.
Работа с родителями
- Сообщение родителям об итогах проведения диагностирования.
- Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми во время консультативных часов.
2 этап – проектно-организационный

Задача:

Разработать проект «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи через наглядное моделирование».

Содержание деятельность

Разработка этапов проекта

Разработка комплекса игровых заданий по формированию фонематического восприятия анализа и синтеза с использованием наглядного моделирования

Разработка перспективного плана с родителями

Создание условий, необходимых для реализации проекта (подбор дидактического материал, изготовление схем, картинок - символов, макетов; создание мультимедийных презентаций)

3 этап – практический

Задачи:

1. Реализовать с детьми комплекс игровых заданий, направленных на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

2. Создать единое образовательное пространство ДОУ и семьи по развитию фонематического восприятия анализа и синтеза.

Содержание деятельности с детьми

Подготовительный этап включает в себя следующие разделы:

Раздел № 1: «Развитие слухового восприятия»

Раздел № 2: «Развитие слуховой памяти»

Основные задачи данного этапа:

• формировать фонематическое восприятие на материале не речевых звуков;

• развивать способность узнавать и различать не речевые звуки;

• учить различать высоту, силу и тембр голоса;

• учить различать слова близкие, по звуковому составу;

• учить различать слоги и затем фонемы родного языка.

Основной этап включает в себя следующие разделы:

Раздел№ 1: «Обучение простым формам фонематического анализа»

Раздел № 2: «Обучение сложным формам фонематического анализа»

Раздел № 3: «Формирования навыка синтеза звука»

Раздел № 4: «Формирование фонематических представлений»

Цель данного этапа:

формирование у детей навыков фонематического восприятия анализа и синтеза с помощью наглядного моделирования.

Содержание деятельности с родителями

Первый год работы

Месяц Содержание деятельности

Сентябрь

Родительское собрание «По итогам обследования детей в старшей логопедической группе»

Октябрь

Консультация на тему: «Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребёнка, разработка дидактического материала по звукопроизношению для занятий в домашних условиях»

Ноябрь

Выставка пособий по наглядному моделированию: «Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза»

Декабрь

Ширма «Звуки и их характеристика»

Январь

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»

Февраль

Мультимедийная презентация: «Вспомогательные схематические средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка фонематических процессов»

Март

Ширма-выставка: «Звуки, слоги и слова»

Апрель

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»

Май

Игра «Что? Где? Когда?».

В течение года Индивидуальные консультации «На огонек»

Работа с родителями

Второй год работы

Месяц Содержание деятельности

Сентябрь

Родительское собрание «По итогам обследования детей в подготовительной логопедической группе»

Октябрь

Консультация на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников через наглядное моделирование»

Ноябрь

«Акция от логопеда» - конкурс «Звуки, как мы их видим»

Декабрь

Выставка дидактического и методического пособия на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

«В помощь родителям»

Январь

Открытое мероприятие «Заходите, посмотрите»

Февраль

Методические рекомендации родителям по закреплению произносительных навыков

Март

Ширма-выставка: «Звуки и буквы. Слово и предложение»

(с использованием схем)

Апрель

Викторина для родителей и детей «Я звуки знаю лучше всех»

Май Мультимедийная презентация: «Дружим со звуками и буквами»

В течение года Индивидуальные консультации «На огонек»

IV этап – итоговый

Задача:

Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

Список литературы

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.

5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995 с. 35-62.

7. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

8. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2007.

9. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

10. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

12. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

13. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

14. Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская Справочник дошкольного логопеда – Р-н-Д 2009

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год