Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.
Подготовила: Учитель-логопед Вейсберг Анна Александровна
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчиняется определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмика — это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие чувства ритма
- развитие слухового внимания и фонематического слуха
- развитие общей, тонкой и речевой моторики, кинестетических ощущений, пространственной организаций движений
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
- формирование звуко-слоговой структуры слова
Все эти задачи необходимо решить для успешного обучения детей в школе. И в этом прекрасно может помочь логопедическая ритмика.
Упражнения, направленные на развитие слоговой структуры слова
Игра «Ритмический рисунок»:
- Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, отщёлкивая языком
- Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, произнося определённый гласный звук
- Игра «Займи своё место»: Логопед называет слово, дети определяют количество слогов и занимают «домик» с определённым количеством этажей
Упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков
- «Весёлый карандаш»: Логопед ударяет в бубен – ребёнок передаёт ритм с помощью карандаша.
- «Песенка»: Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.
- «Вальс»: Логопед предлагает детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.
Упражнения, направленные на автоматизацию звуков
- «По следам кошки»: используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.
- Проговаривание чистоговорок, сопровождаемое движением рук, ног, головы:
Шу-шу-шу — тихо я сижу (мягкие хлопки ладонями по коленям)
Уши-уши-уши — приготовлю уши (потягивание за мочки ушей)
Уша-уша-уша — буду сказку слушать (постукивание ладошками по ушам)
Ша-ша-ша — очень сказка хороша (хлопки в ладоши)
Упражнения, направленные на развитие слухового внимания
- «Весёлая гимнастика»: Логопед называет слова – если дети услышат имя, приседают; если логопед называет предмет, наклоняются вперёд.
- «Тихо-громко»: Логопед стучит в бубен тихо, громче и очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — обычным шагом, под очень громкий — бегут. Тот, кто ошибся, становится в конец колонны.
- «Поймай звук»: Хлопки в ладоши на заданный звук.
Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха
- «Звуковой ручеёк»: Дети передают друг другу мяч под музыку. Музыка останавливается и ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет слово на заданный звук.
- «Угадай звук»: Логопед бросает мяч, дети называют первый звук в заданном слове.
- «Звук в домике»: Дети приседают (прячутся в домиках). Логопед произносит слова (звуки или отдельные слоги). Если дети услышали заданный звук, они встают на носки (выглядывают из домиков).
Игровые упражнения, построенные на речевом материале в сочетании с движением, вызывают огромный интерес у детей и позволяют осуществить комплексный подход к развитию речи и двигательной сферы.
Использование элементов логоритмики помогает ускорить процесс овладения необходимыми речевыми навыками и не допустить появления трудностей в усвоении школьной программы в будущем.
При разработке рекомендаций использованы материалы с сайтов:
«Maam», «Infourok», «nsportal», «Вконтакте».
|