Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Вейсберг Анна Александровна   
12.09.2025 05:20

Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.

Подготовила: Учитель-логопед Вейсберг Анна Александровна

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчиняется определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика — это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

 

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие чувства ритма
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха
  • развитие общей, тонкой и речевой моторики, кинестетических ощущений, пространственной организаций движений
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
  • формирование звуко-слоговой структуры слова

Все эти задачи необходимо решить для успешного обучения детей в школе. И в этом прекрасно может помочь логопедическая ритмика.

Упражнения, направленные на развитие слоговой структуры слова

Игра «Ритмический рисунок»:

  1. Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, отщёлкивая языком
  2. Логопед отхлопывает ритм – ребёнок повторяет его, произнося определённый гласный звук
  3. Игра «Займи своё место»: Логопед называет слово, дети определяют количество слогов и занимают «домик» с определённым количеством этажей

Упражнения, направленные на развитие графо-моторных навыков

  1. «Весёлый карандаш»: Логопед ударяет в бубен – ребёнок передаёт ритм с помощью карандаша.
  2. «Песенка»: Логопед поёт на одной ноте песенку «ля-ля-ля» в умеренном темпе. Дети «записывают» мелодию непрерывным движением в рабочей строке.
  3. «Вальс»: Логопед предлагает детям послушать вальс. Под эту музыку карандаш «кружится» на листе бумаги.

Упражнения, направленные на автоматизацию звуков

  1. «По следам кошки»: используется тренажёр-панно, который представляет собой плакат с изображением силуэтов следов кошки. Ребёнок прикасается поочерёдно руками к опорам и проговаривает слоги. Прикосновения рук различное: мягкое, сильное, отрывистое.
  2. Проговаривание чистоговорок, сопровождаемое движением рук, ног, головы:

Шу-шу-шу — тихо я сижу (мягкие хлопки ладонями по коленям)

Уши-уши-уши — приготовлю уши (потягивание за мочки ушей)

Уша-уша-уша — буду сказку слушать (постукивание ладошками по ушам)

Ша-ша-ша — очень сказка хороша (хлопки в ладоши)

Упражнения, направленные на развитие слухового внимания

  1. «Весёлая гимнастика»: Логопед называет слова – если дети услышат имя, приседают; если логопед называет предмет, наклоняются вперёд.
  2. «Тихо-громко»: Логопед стучит в бубен тихо, громче и очень громко. Соответственно звучанию дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — обычным шагом, под очень громкий — бегут. Тот, кто ошибся, становится в конец колонны.
  3. «Поймай звук»: Хлопки в ладоши на заданный звук.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха

  1. «Звуковой ручеёк»: Дети передают друг другу мяч под музыку. Музыка останавливается и ребёнок, у которого в руках оказался мяч, называет слово на заданный звук.
  2. «Угадай звук»: Логопед бросает мяч, дети называют первый звук в заданном слове.
  3. «Звук в домике»: Дети приседают (прячутся в домиках). Логопед произносит слова (звуки или отдельные слоги). Если дети услышали заданный звук, они встают на носки (выглядывают из домиков).

Игровые упражнения, построенные на речевом материале в сочетании с движением, вызывают огромный интерес у детей и позволяют осуществить комплексный подход к развитию речи и двигательной сферы.

Использование элементов логоритмики помогает ускорить процесс овладения необходимыми речевыми навыками и не допустить появления трудностей в усвоении школьной программы в будущем.

При разработке рекомендаций использованы материалы с сайтов:

«Maam», «Infourok», «nsportal», «Вконтакте».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 34 (396) выйдет
14 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год