Артикуляционная гимнастика |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Захираева Нура Усмановна | |||
24.07.2025 23:01 | |||
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягкого неба и мышц, задействованных во время звукопроизношения. Поскольку связанная речь – это поочередное воспроизведение различных звуков, артикуляционные органы должны быстро менять свое положение. Гимнастика помогает сформировать их четкие и согласованные движения. Упражнения должны подбираться индивидуально, в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения. Чистая и четкая речь поможет ребенку стать более уверенным в себе, наладить общение со сверстниками
Как заниматься артикуляционной гимнастикой: общие рекомендации Занятия должны быть систематичными, так необходимые навыки будут формироваться и закрепляться быстрее. Поэтому гимнастику лучше проводить ежедневно. Старайтесь, чтобы с момента приема пищи прошло не менее 1 часа. Длительность занятия не должна превышать 10 минут, а во время него не стоит стараться сделать как можно больше упражнений, достаточно 2–5 за раз. Каждое упражнение нужно повторять по 5–7 раз. Следите за качеством выполнения – если оно начнет снижаться, это может свидетельствовать о переутомлении. Удержание одной артикуляционной позы (статические упражнения) нужно выполнять в течение 7–10 секунд. При подборе комплексов упражнений начинайте с самых простых, потом переходите к более сложным. Занятия должны проходить эмоционально, в игровой форме. Лучше всего проводить их в положении сидя и следить, чтобы спина ребенка была прямой, тело расслаблено. Заниматься нужно перед большим зеркалом. В нем ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, который с ним занимается, и свое собственное. Сначала взрослый показывает, как делать упражнение, потом контролирует, насколько качественно ребенок его выполняет. Следит, чтобы движения были точными, плавными, с правильным темпом. Если у ребенка что-то не получается, его движения можно скорректировать с помощью ручки, чайной ложки, медицинского шпателя или просто чистого пальца. Будьте готовы, что у ребенка далеко не все будет получаться с первого раза. Старайтесь, чтобы занятия артикуляционной гимнастикой проходили увлекательно. В противном случае необходимость выполнять ее ежедневно приведет к потере интереса и снижению ее эффективности. Занимайтесь с ребенком артикуляционной гимнастикой перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть и вас, и себя Примеры упражнений Для губ «Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно): Губки мои гибкие «Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку): Губы сложим в трубочку, «Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы): Зубы ровно мы смыкаем «Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы): Бублик мы изобразили – «Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение): Дети свинку угощают, ее носик выбирает: Для губ и щек «Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки): Мы согреем наши щечки: «Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной): Вот толстяк – надуты щеки «Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками): Сперва шарик надувай, Основательно, без спешки. «Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен): Кушать птенчики хотят, «Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу): Бегемотик рот открыл, «Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык): Язычок мой как иголка, Он не мал и не велик. Для языка (динамические) «Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ): Тик-так, тик-так, «Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта): Язычок сложи катушкой Темная, как шоколадка. «Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу): Мы сегодня ели Для мышц глотки и мягкого неба «Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух): Зевушка – левушка, сонная головушка. «Подражание» (имитировать стон, мычание, свист): Почему мычишь, корова? «Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла): Петю в комнату позвали, Порошок от кашля дали «Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом): Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок, «Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»). На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
|