Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками
Логопедия
Автор: Маринчева Екатерина Вячеславовна   
16.10.2016 22:11

Использование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольникамиИспользование игровых приемов на этапах автоматизации звуков в коррекционной работе с дошкольниками

Выполнила учитель-логопед ГБОУ школа №763 ДО-3 Маринчева Екатерина Вячеславовна

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма.

Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

Развитие моторики речевого аппарата

 

Скачать презентацию

Отработка правильного произношения звуков

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи

I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.

II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы.

III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным.

IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми.

VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов.

VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи»

Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков.

Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах:

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Загибать поочередно пальцы и произносить слоги

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ

Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.

Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги.

Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ.

Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ.

Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов.

Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА.

Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты.

В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.

  • Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек я поставлю.

Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ

Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им.

Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала.

Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА.

Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.

Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару.

«ОДЕЖДА»

Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет.

Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ

Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…)

«Коза и козлята»

Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята?

Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ.

Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).

«Рассмеши Несмеяну»

Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией.

«Бабочки»

Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его.

«Слова-друзья»

Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут

- только те слова, в которых совпадают число слогов

- слова которые начинаются с одного звука

Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций.

Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой.

Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию.

Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука.

Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания)

Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций.

«Перепутанные картинки»

«Обвести по точкам»

«Придумай рифму»

Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой.

Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию»

Задача: ответить на вопросы

Кто готовит еду? (повар)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Кто водит машину? (шофер)

Развитие словарного запаса.

Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр)

Упражнение «запомни, повтори одним словом»

Назови… брусника, морошка, черника (ягоды)

Топор, рубанок (инструменты)

Груша, персик, гранат (фрукты)

Рубашка, шорты, куртка (одежда)

Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи.

Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени

Упражнение «Один и вместе»

Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят).

Закрепление форм именительного падежа, множественного числа.

Упражнение «Один-много»

Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы)

Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных.

Упражнение «Угощение»

Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно,

Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными.

Упражнение «Считаем до 5»

Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук.

Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки.

Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования

 

Использование суффиксов онок/енок, от/ят.

Упражнение «детеныши». Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей. Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их:

У лисы – лисенок У льва — …

Образование притяжательных прилагательных.

Упражнение «Чей, чья, чье?» Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …)

Образование относительных прилагательных.

Упражнение «Скажи какой?» Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог)

Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год