Создание благоприятной образовательной среды, способствующей развитию речи ребёнка
В современных реалиях 21 века дети всё больше времени проводят в гаджетах, и как следствие имеют маленькое представление об окружающем мире, большие проблемы развития речевой сферы, маленький словарный запас, низкий уровень произвольности, отсутствие мотивации. Недостаточное развитие таких психических функций, как мышление, речь, внимание и память делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и невозможным. Зачастую ребёнку трудно выразить словами свою мысль. Более сложным испытанием для ребёнка в подготовительной группе сада и начальных классах школы становится пересказ текстов или составление рассказов по картинке.
Игры и методики развития речи ребёнка:
- Су Джок и ортоковрики помогают развивать тактильную чувствительность, мелкую и крупную моторику, а также стимулируют речевые области в коре головного мозга. Занятия с Су Джок и ортоковриками совместно с такими упражнениями на развитие речи как: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, чистоговорки и скороговорки направлены на актуализацию и пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха, а так же на работу со сложными звуками и их корректировки в логопедии. Су Джок синего, зелёного и красного цвета часто используется для закрепления определения звуков по твердости/мягкости; принадлежности к гласным или согласным звукам.
- Сенсорные игры помогут развить воображение и помочь ребенку увеличить, закрепить и активизировать количество прилагательных в его словарном запасе. К сенсорным играм относятся: пособие «Тактильные чудо-платочки»; игры с плотным мешочком и предметами внутри него для описания на ощупь; непрозрачные бутылочки с крупами для того, чтобы найти пару и описать звук словами. Таким образом чем больше ребёнок прикасается к разным поверхностям, тем быстрее запустится речь.
- Карточки с предметами. На раннем этапе карточки используются для пополнения словарного запаса. Перед каждым приёмом пищи ребёнку показываются 10 карточек. В неделю количество карточек может доходить до 30, увеличивая нагрузку по мере сложности. В старшем дошкольном возрасте карточки используются для чтения слов или в логических играх «Найди лишнее», а так же в качестве корректировки грамматики.
- Дыхательные и артикуляционная гимнастика направлены на подготовку речевого аппарата к правильному произношению звука, а также научит ребёнка правильному и равномерному дыханию при разговоре, чтении рассказов и стихов. В этом родителям может помочь комплекс дыхательных упражнений Стрельниковой А.Н., артикуляционная гимнастика Е.С. Анищенковой. Играми на артикуляционную гимнастику могут послужить упражнение «Попугай», где ребёнку предлагается повторить за взрослым сложные слова. Для того, чтобы разнообразить игру, можно использовать приложение «Говорящий кот Том» и специальные игрушки с функцией записи и повторения.
- Составление рассказа по картинкам помогает развивать воображение и даёт возможность сформулировать то, что ребёнок хочет сказать. Помогает расширить вокабулярий и укрепить знание грамматических структур, предлогов, окончаний прилагательных, идущих с существительными разного рода, окончаний множественного и единственного числа. Так же дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги), а также правильно употреблять их. К подобным заданиям относятся упражнение «Доскажи историю», где взрослый начинает свою историю «Мама сегодня ходила в...» и останавливаясь дает ребенку продолжить, например, «... в магазин»; а так же «Подбери рифму», где взрослый начинает стих «Зайка маме говорит, у меня живот...» и предлагает ребёнку подобрать рифму [1].
- «Что из чего?». Это ряд заданий, направленных на корректировку грамматики. Задания по типу: «Один компот из крыжовника-крыжовниковый, много — крыжовниковых компотов; ласково- крыжовниковый компотик», «компот вишнёвый, желе вишнёвое, начинка вишневая», «у коровы голова коровья, у рыси рысья», «если стул из дерева, он деревянный» помогают познакомиться с видами окончаний мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе [1].
- Графомоторика и нейрогимнастика. Речь напрямую зависит от степени развитости мелкой моторики и обоих полушарий головного мозга. Упражнения по графомоторике и нейрогимнастики направлены на развитие всех этих компонентов. В результате тренировок у ребенка образуются новые нейронные связи, которые направлены на развитие когнитивных функций мозга и мелкой моторики, что позволяет речи быстрее развиваться. К таким упражнениям относятся нейроскакалка, балансировочная доска или подушка, раздаточные карточки с упражнениями на зеркальное рисования, карточки «Попробуй повтори», лабиринты «Межполушарные доски» [2].
- Палочки Кюизенера помогут не только в обучении математики, но и помогут развить вокабулярий и грамматику сравнений прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. Закрепить понимание значения предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизировать их использование в речи. Закрепить изменение окончаний порядковых и количественных чисел: одна синяя палочка, много синих палочек, первая синяя палочка, первые синие палочки.
- Опорные схемы и мнемотехника послужат опорной составляющей для детей визуалов, которым тяжело воспринимать информацию на слух.
- Лэпбук (lap book англ.) и майнд мэп (mind map англ.) это эффективные способы составления и запоминания релевантных слов/действий/качеств по заданной теме. Эти способы помогут сформировать широкое представление о предметах/действиях/ прилагательных, связанных с любой темой.
- Упражнения «Кто я?», где ребёнку предлагается угадать слово, которое загадал другой игрок, задавая лишь вопросы, на которые можно ответить ли «да» или «нет». Игра не только развивает речь, но и логическое мышление, память и кругозор.
- «Отвечаем быстро» это упражнение, направленное на тренировку внимательности и скорости реакции. Взрослый называет существительное и кидает мяч, ребенок быстро должен назвать свойство или любой другой признак этого предмета и кинуть мяч обратно. Например: банан. Ребёнок должен назвать слова: жёлтый, сладкий, растёт в южных странах, его любят обезьяны). Так же подойдёт упражнение «Назови синоним/антоним».
- Столкновение с непонятными словами в сказках или рассказах могут сбить ребёнка с толку, оставить пробел в понимании данного термина. Не разобрав слово со взрослым и не сформировав представление и многих незнакомых словах может послужить причиной читательской регрессии в школе. Данная проблема может заставить ребёнка перечитывать одну строчку несколько раз, чтобы понять смысл, либо совсем её пропустить, так и не поняв смысл прочитанного. Слушание аудиокниг и сказок, изучение фразеологизмов и архаизмов, выполнение упражнений на дефиниции помогают предотвратить читательский регресс. Интонация автора в аудиокнигах, фразиологизмы и архаизмы в сказках помогут увеличить словарный запас и помогут справиться с проблемами в чтении.
- Упражнения на дефиницию: «Кому нужен этот предмет и для чего», например: скалка, напёрсток, скрепка; «Объясни слово пришельцу с другой планеты», например: мудрый человек, трястись и пр., игра «Кто я?», «Крокодильчик для детей». Такие упражнения — это отличная тренировка, при который возможно охватить как можно больше слов и грамматических упражнений.
- Упражнения «О чем могут говорить эти люди?». Ребёнку предлагаются ситуативные фотографии разговоров разных людей, например: повара и официанта; ребёнка и учителя. Такое упражнение направлено не только на развитие речи, но и на воображение. Данный вид упражнения может использоваться в качестве наглядного объяснения понятия «диалог».
- Игра «Радиоведущий». Несколько дней подряд родители включают ребёнку радио, обращая внимание на интонацию радиоведущего, его манеру и стиль речи, разнообразие слов. Ребёнку предлагается поиграть в радио. Родители могут помочь придумать название радиостанции, звонить в студию, попросить о чём-то рассказать (о вредности фастфуда, о новинках игрушек и т.д.) или попросить поставить песню, которую ребёнок может исполнить сам.
- Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, сказок, фильмов, представлений, прожитого дня и пр. помогут внести огромный вклад в кругозор и словарный запас ребёнка [3]. В возрасте 6-7 лет добавляется обсуждение архаизмов (дьяк, уезд и т.д.), а также идиом (биться как рыба об лёд), пословиц и поговорок.
- Метод неграмотной татарской женщины. Данное упражнение помогло ребёнку из бедной семьи и необразованной мамой добиться огромных успехов в учёбе. Мать выполняла огромное количество дел по дому и просила почитать ей вслух и рассказать о том, что ребёнок проходил в школе. Повторение пройденного, чтение вслух и обсуждение материала с мамой помогло сформировать читательское умение, развить память и мышление. Это упражнение так же может использоваться с использованием заведомо ложных фактов, либо притворством родителей, что вы чего-то не знаете для того, чтобы ребёнок мог исправить родителя.
- Упражнения на ритм, темп, ударение и закономерность. К таким упражнениям могут относиться речевые игры с составлением ритмического рисунка с хлопками и дирижированием, чередованием хлопков и притопа, добавлением ударов локтями, пальцами по столу и прочими движениями в такт стихотворения, дразнилок, потешек или считалочек. Темп постепенно может увеличиваться (например, изображая быстрое порхание бабочки), в каких-то местах замедляться (например, изображая движение тяжелого поезда). В упражнении «Мелодекламация» предлагается выразительно прочитать текст под музыку; в упражнении «Хор лягушек/собак/мышек» ребёнок должен напеть знаменитую мелодию на языке любого животного или предмета (стуки, скрипы, капанье и пр.); «Найди ритм песни», например в вальсе [3].
- Развитие памяти и речи с современным упражнением «Видеоблогер». Ребёнку необходимо послушать текст, запомнить его и, вообразив себя блогером, пересказать запомнившееся на видеокамеру. Родители смогут помочь смонтировать ролик и даже создать полезный видеоканал.
- Игра «Дубль» поможет ребенку научиться концентрировать внимание, находить из множества символов нужное, а также научит быстроте реакций. Игра состоит из карточек, на которых нарисован набор определенных картинок, на каждой карточке есть одна совпадающая картинка, которую должен найти ребенок и назвать. Тем самым игра помогает пополнить словарный запас и вывести слова в активную речь.
- Игра «Мемо», от английского «memory» — память. Эта игра направлена на тренировку памяти и внимания. Данная игра состоит из карточек, на которых нарисованы картинки, каждая карточка имеет свою копию и ребенку предлагается найти две одинаковые карточки.
- Лабиринты, «Найди отличия», «Что пропало?» и пазлы направлены на развитие внимания.
- Игры на развитие связанной речи, такие как «Что сначала, что потом?», «Закончи предложение», «Расскажи по картинке».
- Развитие фонематического слуха является неотъемлемой частью развитие речи. Такие упражнения, как «Поймай звук», где необходимо хлопнуть в ладоши, когда слышится заданный звук; «Найди лишнее», где из ряда слов нужно выбрать тот, в котором нет заданного звука; деление слова на слоги с помощью хлопков; определение позиции звука в слове, твёрдости/мягкости, глухости/звонкости, определения гласных и согласных звуков [1]. Упражнения можно сочетать с прогулками на свежем воздухе. Для этого ребёнка необходимо закрыть глаза и прислушаться к разным источникам звука, а затем подробно описать то, что он слышит.
- Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика. Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому необходимо добавлять такие игры, как «Сорока-воровка», «Пальчики здороваются», а также лепку из пластилина, игры с мелкими предметами, сортировку круп, рисование и штриховку, сбор лего, пазлов и мозаик, завязывание и развязывание шнурков и узелков, застёгивание пуговиц и молний, вырезание ножницами, игры с прищепками, рисование пальцами, нанизывание бусин, письмо на песке или манке, игры с пинцетом [2].
- Скороговорки. Начинаем с простых «Шла Саша по шоссе» и «На дворе трава», постепенно увеличивая темп и сложность скороговорок.
- Игры и задания на логику и воображение: «Что будет, если…?» (Что будет, если дождь будет идти целый год?), «Загадки-описания» (это фрукт, он желтый, сладкий и продолговатый), «Придумай несуществующее животное».
Для формирования всецело развитого ребёнка необходимо не только уделять много времени занятиям, но и быть примером для подражания, искренне интересоваться всем, что происходит в жизни ребёнка и стать первым учителем, который даст базу для дальнейшего развития. Дошкольный период является ключевым для освоения базовых знаний, умений и навыков у детей. Упустив его, наращивается «снежный ком» из пробелов в знаниях ребенка, который догнать в школьном возрасте будет гораздо трудней, и впоследствии существует большой риск остановки или задержки развития других сфер личности у ребенка.
Для всех возрастов можно выделить универсальные советы:
- Говорите медленно и чётко, повторяйте новые слова по несколько раз в разных контекстах
- Используйте эмоции лица, жесты, мимику. Это помогает развитию понимания.
- Не перегружайте ребёнка. Лучше заниматься каждый день по 1 часу, чем раз в неделю 7 часов.
- Хвалите за старания.
Литература:
- Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. —М.: Просвещение, 1966
- Трясорукова Т.П. Нейрогимнастика для детей. Пальчиковые упражнения для успешного обучения. —М.: АСТ, 2025
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. —М.: Издательский центр «Академия», 2000
Кондрашова Дарья Сергеевна, учитель начальных классов и английского языка
|