Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие профориентационных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью: логопедический аспект в дошкольном образовании
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Исмайлова Елена Сергеевна Шишкова Светлана Александровна   
19.12.2025 08:42

Развитие профориентационных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью: логопедический аспект в дошкольном образованииРазвитие профориентационных навыков у детей с ОВЗ и инвалидностью: логопедический аспект в дошкольном образовании

  • Исмайлова Елена Сергеевна, учитель-логопед;
  • Шишкова Светлана Александровна, учитель-логопед.

В современном обществе все больше внимания уделяется инклюзивному образованию и созданию равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей развития. Особое место в этом процессе занимает ранняя профориентация, которая помогает детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью осознать свои сильные стороны, найти свое призвание и подготовиться к будущей самостоятельной жизни. Хочется поделиться опытом работы, как логопедическая помощь может стать ключевым инструментом в выборе профессий, связанных с речью. Ведь для данной категории детей профориентация выходит за рамки простого знакомства с профессиями. Это комплексный подход, направленный на развитие ключевых компетенций: речи, социализации, коммуникации и высших психических функций.

 

Актуальность ранней профориентации дошкольников с ОВЗ и инвалидностью обусловлена рядом факторов:

  • Формирование самооценки и уверенности в себе: Раннее знакомство с миром профессий помогает детям понять, что они способны на многое, что у них есть свои таланты и возможности. Это способствует формированию позитивной самооценки и уверенности в своих силах, что особенно важно для детей, которые могут сталкиваться с социальными барьерами.
  • Преодоление стереотипов и ограничений: Общество часто навешивает ярлыки на людей с ОВЗ и инвалидностью, ограничивая их потенциал. Ранняя профориентация помогает разрушить эти стереотипы, показывая, что эти дети могут успешно реализовать себя в различных сферах деятельности.
  • Подготовка к будущей профессиональной деятельности: Чем раньше ребенок начнет знакомиться с миром профессий, тем больше времени у него будет на освоение необходимых навыков и знаний. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которым может потребоваться дополнительное время и поддержка для достижения профессиональных целей.
  • Снижение риска социальной изоляции: Профессиональная самореализация является одним из ключевых факторов социальной интеграции. Ранняя профориентация помогает детям с ОВЗ и инвалидностью найти свое место в обществе, почувствовать себя нужными и востребованными.
  • Учет индивидуальных особенностей: Дети с ОВЗ и инвалидностью часто обладают уникальными способностями и талантами, которые могут быть не очевидны на первый взгляд. Ранняя профориентация позволяет выявить эти особенности и направить их развитие в нужное русло.

Основная цель ранней профориентации дошкольников с ОВЗ и инвалидностью – это создание условий для формирования у ребенка позитивного отношения к труду, осознанного выбора будущей профессии, соответствующей его индивидуальным возможностям и интересам, и успешной социальной адаптации.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • Расширение представлений о мире профессий: знакомство с разнообразными видами труда, их значением для общества и людей.
  • Развитие познавательных процессов: стимулирование любознательности, внимания, памяти, мышления, воображения через игровые и практические формы работы.
  • Формирование положительного отношения к труду: воспитание уважения к труду, понимание его ценности и значимости.
  • Выявление и развитие индивидуальных способностей и интересов: определение склонностей ребенка к определенным видам деятельности, его сильных сторон.
  • Формирование навыков самообслуживания и самостоятельности: развитие умений, необходимых для выполнения простых трудовых действий.
  • Развитие коммуникативных навыков: обучение взаимодействию с другими людьми, умению слушать и выражать свои мысли.
  • Формирование представлений о себе, как о будущем профессионале: помощь ребенку в осознании своей роли в обществе и возможности внести свой вклад.
  • Преодоление трудностей, связанных с неусидчивостью, отвлекаемостью и слабой памятью: Разработка индивидуальных стратегий и методов работы, учитывающих эти особенности.

Всвоей работе мы активно используем игровые формы, обеспечиваем доступность материалов и применяем индивидуальный подход к каждому ребенку. Неоценимую роль играет тесное сотрудничество с родителями, которые являются нашими надежными соратниками. Однако, помимо этих проверенных временем приемов, мы внедряем и уникальные, творческие формы работы, которые помогают детям раскрыться и почувствовать себя увереннее.

Помимо базовых, мы активно внедряем инновационные и интересные формы работы, способствующие всестороннему развитию детей.

Инновационные формы работы по профориентации:

1. Детская телестудия «Северное сияние»: Это настоящее поле для экспериментов и самовыражения! Ребята с удовольствием примеряют на себя роли ведущих, корреспондентов, сценаристов, журналистов и других профессий связанных с телевидением. Примеряя новые образы работников телевидения, дети учатся не только составлять интересные рассказы, но и доносить их до зрителя, задавать вопросы и внимательно слушать ответы. Разнообразие тем для сюжетов обогащает их словарный запас, делает речь более живой и менее скованной. Самое главное – у детей появляется сильное желание говорить правильно и красиво.

В нашем дошкольной организации успешно реализуются такие проекты, как "Детские новости", "Прогноз природы", "По дорогам сказок с Бабой Ягой", «Фин-Блог», «Без паники». Эти передачи разного направления: "Детские новости» — информируют о событиях, мероприятиях детского сада, "Прогноз природы"- рассказывает о народных приметах, погодных изменениях, жизни животного и растительного мира, "По дорогам сказок с Бабой Ягой"- это блок обучающих программ для семей дошколят, «Фин-Блог- нацелен на обучение финансовой грамотности детей и их родителей», «Без паники» — важные передачи о правилах безопасности в городе, на воде, на льду.

2. Библиотека: Это не просто место для хранения книг, а настоящее развивающее пространство. Дети самостоятельно выбирают понравившиеся произведения, учатся слышать и слушать, а затем пересказывают прочитанное. Они могут попробовать себя в роли библиотекаря, который не только выдает книги, но и дает мудрые рекомендации, заполняет Карточку читателя. Этот процесс развивает внимание, память, умение коммуникатироватьс ровесниками, с совсем маленькими детьми и со взрослыми, используя грамотную речь и формирует интерес к чтению.

3. Музейное пространство: Здесь дети погружаются в мир различных тематических выставок: «Память бережно храним», «Всяк мастер на свой лад», «Новый год в прошлом веке», «Играли наши мамы, играли наши папы», «Бюро исчезнувших вещей», примеряя на себя роли экскурсоводов и посетителей. В зависимости от возможности ребенка, объем экскурсии может быть разным. Кто- то в состоянии запомнить, рассказать и продемонстрировать только 2 головных убора (шлем и пилотку, например), А кто-то с легкостью может рассказать про весь процесс изготовления кожлянской игрушки. Но для каждого ребенка это значительный прогресс. Это отличная возможность обогатить словарный запас, научиться высказывать свое мнение и развивать такую важную форму речи, как монолог. Дети учатся структурировать свои мысли и делиться ими с другими.

Наши родители – это наши главные партнеры. На днях открытых дверей взрослые рассказывают о своих профессиях, их важности в обществе. Ребята могут задать вопросы и получить ответ об особенностях профессии. Вместе мы организуем увлекательные экскурсии такие как: на местный телеканал "Сейм", в музей "Юные защитники Родины", пожарную часть, школьную библиотеку и другие интересные места. Эти совместные мероприятия не только расширяют кругозор детей, но и укрепляют семейные связи, создавая атмосферу поддержки и взаимопонимания.

В работе учителя-логопеда профориентация в детском саду для детей с ОВЗ и инвалидностью в столь раннем возрасте – это не столько о выборе конкретной профессии, сколько о создании благоприятной среды для всестороннего развития речи и гармоничной личности. Это формирование позитивного отношения к труду, понимание его ценности и значимости. Каждый ребенок уникален, и наша задача, как взрослых, – помочь ему найти свой путь, раскрыть свой потенциал и поверить в свои силы. Через эти игровые и коррекционно-развивающие формы работы мы закладываем фундамент для успешного будущего каждого ребенка, помогая ему стать уверенным, социально адаптированным и счастливым человеком.

Библиографический список:

  1. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» // Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — С. 32–37.
  2. Кротова И.В. «Метод интервьюирования в обогащении словаря детей с ОНР» //Журнал «Логопед». — 2010. — № 7.
  3. Трунова М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы» // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С. 38–42.
  4. Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников» // Дошкольное воспитание. — 2007. — №10. — С. 44–50.
  5. Хусаинова Д. Т., Гильмутдинова Р. Н., Костюнина Т. В. «Музейная педагогика в детском саду» // Образовательный альманах. — 2023. — № 11 (73). — Часть 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год