| Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ТНР старшей группы «Лес» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Приймак Анна Михайловна | |
| 26.11.2025 21:29 | |
|
Цели:
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев; Ход занятия. I.Организационный момент. Посмотрите сколько осенних листочков я принесла в корзинке. Посмотрите, ребята, да они не простые, на них что-то написано. Разные задания от старичка- лесовика.
Давайте прочитаем: «Дорогие, дети! Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём». (Лес) Почему лес называют домом? Дети: Потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды. II. Объявление темы. Сегодня мы соберем в лесу грибы и ягоды. III. Основная часть. 1. Игра «Отбери грибы к обеду». Давайте вспомним, почему надо быть внимательным, отбирая грибы для обеда. Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные. Несъедобные грибы есть нельзя. Можно отравиться и попасть в больницу. Правильно. Давайте же будем предельно внимательны. (Дети отбирают картинки со съедобными грибами на тарелку, а с ядовитыми – в ящик. Дети называют грибы – съедобные грибы: белый гриб, маслёнок, опёнок, лисичка, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка; ядовитые: бледная поганка, мухомор, ложные опята.) 2. Беседа по теме: - Какой гриб растёт под осиной? Под берёзой? На пеньке? Почему белый гриб называется белым? Почему рыжики называются так? Как называется гриб, у которого шляпка волнами? (Ответы детей) В лесу растет много грибов. Сыроежка – много сыроежек. Мухомор – мухоморов Поганка- поганок Подосиновик- подосиновиков Подберезовик- подберезовиков 3. Посчитаем грибы. До 5. 1 опёнок…и т. д. Выберите следующий листок. От лесовика. Дети: Выбирают «Я вам, детки, варенье сварю и на чай вас приглашу, если вы скажете, какое варенье получится». 4. Игра «Назови варенье» Из малины — … (малиновое варенье). Из черники — … (черничное варенье). Из земляники — … (земляничное варенье). Из брусники — … (брусничное варенье). Из ежевики — … (ежевичное варенье). Выберите следующий листок. От лесовика. Дети: Выбирают «Я вам, детки, награду принесу, если вы найдёте лишнее» 5. Игра «Четвёртый лишний». Боровик, брусника, сыроежка, рыжик. Черника, малина, земляника, опёнок. Яблоко, груша, подосиновик, вишня Опёнок, лисичка, маслёнок, ель. Сыроежка, мухомор, подберёзовик, волнушка. Выберите следующий листок. От лесовика. Дети: Выбирают «Я вам, детки, обещаю сказку в лесу, куда мы сейчас и отправимся» Закройте глаза и представьте, что находитесь в лесу. Кого вы увидите в лесу? Что вы увидите в лесу? 6. «Один – много» подосиновик – подосиновики – подосиновиков сыроежка – сыроежки – сыроежек подберезовик – подберёзовики – подберёзовиков лисичка – лисички – лисичек 7. «Назови ласково»: ягода – ягодка, гриб – грибок, грибочек, куст – кустик малина – малинка, земляника – земляничка, черника – черничка, клюква – клюковка, корзина – корзинка, поляна – полянка. 8. Добавь в предложение нужный предлог. Малина упала с ветки…землю. Девочка положила гриб…корзину. Опята растут…пеньке. Ягоды растут…лесу. Подосиновик растёт…осиной. Рябина растёт…дереве. Подберёзовик растёт…берёзой. IV. Итог. В народе говорят: «Возле леса жить – голодным не быть». Почему так говорят? Лес – это наше богатство, его надо беречь и охранять.
|



Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с ТНР старшей группы «Лес»









