| Формирование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами электронных образовательных ресурсов |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Гаврилина Александра Сергеевна Бахмустова Вера Анатольевна | |
| 15.11.2025 10:51 | |
|
Обогащение активного словаря является одной из важнейших задач речевого развития ребенка. Речь, будучи самой ключевой психической функцией, связывает и организует другие психические процессы, влияет на поведение и общее развитие ребенка. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста занимает важное место в современной логопедической практике. Остро стоит вопрос и в методической организации логопедической работы по развитию словарного запаса при различных речевых нарушениях, где важное место занимает общее недоразвитие речи.
Свободное владение устной речью, а впоследствии и письменной, во многом опирается на количественные и качественные характеристики словарного запаса. Главным аспектом развития словарного запаса является освоение детьми значения слов, а также умение употреблять их в разнообразных ситуациях межличностного общения. В 5–6 лет нормотипичный ребенок полностью усваивает обиходный словарь и появляются собирательные существительные. Активный словарь пополняется сложными словами по лексико-логической и фонетической характеристикам. Р. Е. Левина утверждала, что формирование речи в лексико-грамматическом плане завершается к шести годам. В 7 лет ребенок активно использует в собственной речи отвлеченные понятия и слова в переносном значении, а словарный запас составляет 4000–7000 слов. Другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У данной категории детей словарный запас с самого начала своего становления развивается аномально. Изучением различных аспектов словарного запаса детей дошкольного возраста занимались такие ученые как А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, С. Д. Забрамная, Л. В. Занков, М. Зееман, Р. И. Лалаева, Р. К. Луцкина, А. Р. Маллер, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, М. С. Соловьева, Н. В. Тарасенко, Ж. И. Шиф, М. П. Феофанов и многие другие. Для решения проблемы по развитию словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР в системе школьного образования широко стали использоваться интерактивные технологии, которые в последствии доказали свою эффективность при работе с детьми с данной категории. Данная эффективность связана с использование игровых технологий и индивидуального подхода к каждому обучающемуся, что говорит о высокой результативности в освоении компетенций обучающимися с ОНР. Состав и строение лексической стороны речи человека непрерывно меняются на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно данный процесс развивается в период дошкольного возраста. Впервые Л. С. Выготский, а позднее и его ученики О. С. Виноградова, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие, исследовали закономерности овладения значения слова как основной составляющей смыслового содержания высказывания [3]. Позднее Л. С. Выготский разработал и описал «возрастную» психолого-лингвистическую модель овладения ребенком слова, как «семантического знака» языка. Данная разработка осуществлялась на основе собственных экспериментальных исследований, а также на анализе исследований таких ученых как О. Н. Рыбников, Л. С. Сахаров, А. Штерн и многих других. Впоследствии были раскрыты общие закономерности овладения ребенком значения слова. При рассмотрении вопроса о понятии «словарь» детей, необходимо обратиться к понятию «слово». Известный специалист по детской речи А. М. Бородич так определяет понятие «слово»: «… это основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, то есть несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать просто «слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы невозможно» [1, с. 76]. В словаре детей с ОНР преобладающей частью речи является имя существительное. Глагольный словарь детей беден. Дети дошкольного возраста часто не могут обозначать способы передвижения животных и говорят «лягушка идет», «птичка идет». Для обозначения признаков предмета дети используют ограниченный запас слов (величина: большой, маленький, цвет: красный, зеленый, синий). Антонимы данная категория детей использует очень редко. Н. В. Тарасенко в своих исследованиях отмечал, что дошкольники с ОНР исключительно редко используют в своей речи имена прилагательные, обозначающие качества человека [2]. Коррекционная работа с детьми с ОНР осуществляется по нескольким направлениям – обогащение словарного запаса, работа по развитию лексической семантической сторон речи, уточнению значение слов. Особое внимание уделяется предикативному словарю, словарю глаголов и прилагательных [4]. В современной образовательной практике для решения многих задач широко применяются интерактивные образовательные технологии, среди которых в условиях информатизации образования все более значимыми становятся электронные образовательные продукты, построенные на основе применения компьютера. Вопросы изучения электронных образовательных ресурсов, возможностей их применения в образовательной практике рассмотрены Н. М. Королевой, С. Н. Литвиновой, Л. Р. Лизуновой, Е. С. Полат, З. А. Репиной, И. В. Роберт, Е. С. Тужиковой и др. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – совокупность различных средств, ресурсов, цифровых продуктов, позволяющих педагогу не только выстроить образовательный процесс, но и обеспечить интерактивный диалог в системе «педагог – обучающийся». Электронный образовательный ресурс, согласно ГОСТ Р 53620-2009, – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В настоящее время исследователями (Л. В. Анохиной, О. И. Кукушкиной, С. Н. Кулясовой, Е. С. Чупровой и др.) рассмотрены возможности применения электронных образовательных ресурсов в работе с различными категориями детей с ОВЗ. В частности, Д. И. Балуева, Ю. Ф. Гаркуша, Е. В. Кузьмина, Э. И. Куликовская, Ю. А. Лагунов, О. В. Лебедева, А. А. Селенкова, С. Ю. Селянина и др. исследовали возможность использования электронных образовательных ресурсов как средства логопедической коррекции в работе с детьми с ОВЗ. Указанные выше исследователи отмечают, что к наиболее распространенным электронным образовательным ресурсам в практике коррекционно-образовательной работы относятся интерактивные компьютерные тренажеры. Таким образом, залогом успешной коммуникации является владение устной речью как главным средством взаимодействия с окружающими людьми. Богатство устной и письменной речи определяется количественными и качественными характеристиками словарного запаса. Обогащение активного словаря является ключевым аспектом речевого развития детей, особенно в дошкольном возрасте. Это важно как для общего развития ребенка, так и для коррекции речевых нарушений, таких как общее недоразвитие речи (ОНР). В процессе формирования словарного запаса дети учатся не только запоминать слова, но и использовать их в различных ситуациях общения. Нормотипичные дети к 6-7 годам достигают значительного объема словарного запаса, в то время как дети с ОНР сталкиваются с трудностями в этом процессе. Современные логопедические практики акцентируют внимание на использовании интерактивных технологий и индивидуального подхода для эффективного развития словарного запаса у детей с ОНР. Электронные образовательные ресурсы становятся важным инструментом в коррекционной работе, позволяя создать интерактивный диалог между педагогом и обучающимся. Исследования показывают, что такие ресурсы, включая интерактивные компьютерные тренажеры, могут значительно повысить результативность обучения и коррекции речи у детей с особыми образовательными потребностями. Список использованных источников
|



Формирование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами электронных образовательных ресурсов








