| Опыт работы по теме «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в рамках проекта «Лексическая карусель с Мери Поппинс» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Пикалова Елена Ивановна | |||
| 23.10.2025 08:10 | |||
|
Пикалова Елена Ивановна, учитель-логопед В современном обществе остро стоит проблема речевого развития детей. При этом, родители, ссылаясь на нехватку времени, духовных и эмоциональных сил, низкой педагогической компетенции самоустраняются от вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В связи с этим необходимо сделать родителей активными участниками учебно-воспитательной работы, в том числе речевого развития, чтобы воспитание ребёнка в семье и в детском саду было единым, последовательным и эффективным. Для оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда с участниками педагогического процесса мною был придуман и разработан проект «Лексическая карусель с Мэри Поппинс». Цель проекта — комплексная психолого-логопедическая помощь ребёнку, направленная на коррекцию речевого развития и поддержание его психологического благополучия. Задачи проекта — создать устойчивую систему взаимодействия педагогов, учителя-логопеда и семьи в единстве образовательного процесса; использовать современные игровые технологии в процессе обучения на логопедических занятиях; совершенствовать предметно-развивающую среду; повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям; систематизировать знания педагогов в использовании игровых методов на занятиях; распространить опыт работы через активные формы деятельности: интернет-ресурсы, СМИ. Данный проект, кроме решения коррекционных задач, позволяет каждому ребенку с ОВЗ проявить себя в познании, в творчестве доступными средствами самовыражения, создает ситуацию успеха, способствует созданию комфортных отношений взрослых и детей, приносит радость и желание раскрыть свои способности. В сотрудничестве с воспитанниками группы комбинированной направленности, мы определили темы, по которым будут итоговые продукты «Лексической карусели». Осенью дошкольники выбрали разделы «Овощи», «Ягоды» и «Фрукты». Тему «Овощи» продемонстрировала сценка, которую дети совместно с родителями, учителем — логопедом и воспитателями подготовили к концу сентября. Тему «Ягоды» представляла песня «Ягодки», которая прозвучала в октябре. Танец «Фруктоша» завершал осенние трио нашей «Лексической карусели» в ноябре. Так как в декабре воспитательная работа насыщена праздниками и развлечениями, было решено, что зимняя «Лексическая карусель» будет отображена двумя месяцами: январь — «Первая буква моего имени» и февраль — «Перелётные птицы». В целях реализации непрерывности воспитательно-образовательного процесса в период новогодних каникул родителям было предложено изготовить первую букву имени ребёнка в любой технике. Семейная фантазия не знала границ: буквы были из ткани, картона, пенопласта, теста, плоскостные и объёмные. Некоторые сделали несколько вариантов. Одна из воспитанниц вместе со своей мамой испекла все буквы своего имени. Фотосессия творческих работ и их создателей сложились в замечательный видеоряд «Первая буква моего имени». В первом месяце весны, в нашей «Лексической карусели» была раскрыта тема Международного праздника «8 Марта». Дети подготовили творческое видео поздравление. В апреле был выбран раздел «Мой город». Этот тематический блок был реализован с помощью пособия «ЛексоГексы». В завершении проекта «Лексическая карусель с Мэри Поппинс» был проведен конкурс чтецов стихотворений, посвящённый Дню Победы. Хотелось бы подробнее остановится на пособии «ЛексоГексы». Главной особенностью образовательного материала является вариативность: игра может легко видоизменяться, что позволяет у детей развивать гибкость ума, фантазию, творческие способности. Использование данной игры облегчает усвоение материала, повышает эффективность речевой деятельности. Дидактическое пособие применяется как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в режимных моментах. В состав игры входят гексы (шестиугольники). На них изображены символы, картинки, буквы. Дети используют их при составлении описательного или творческого рассказа. Отличительной чертой «ЛексоГексов» является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из личных качеств детей и с учетом имеющихся речевых нарушений. Хочется отметить, что проект «Лексическая карусель с Мери Поппинс» способствовал положительной динамике речевого развития (снижение количества детей, нуждающихся в логопедической помощи); выработке устойчивой мотивации детей к речевой самореализации; позитивной оценке деятельности МБДОУ родителями; приобретению и использованию знаний по вопросам игровых методов в речевом развитии детей; заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях.
|



Опыт работы по теме «Особенности взаимодействия учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в рамках проекта «Лексическая карусель с Мери Поппинс»








