Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Формы взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Геращенко Анна Леонидовна Земляченко Марина Владимировна   
20.10.2025 08:17

Формы взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУФормы взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие с другими специалистами, сопровождающими ребенка с нарушениями речи: психологом, воспитателями для скорейшего устранения речевого нарушения.

В работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагается взаимодействие всех участников педагогического процесса ДОУ, а не только деятельность учителя-логопеда.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

 

Учитель-логопед и воспитатель.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда.

Логопед поддерживает тесную взаимосвязь с воспитателями подготовительной и старшей групп, чьи дети посещают коррекционные занятия. Постоянно информирует их о том какие звуки поставлены у того или иного ребенка, просит в группах исправлять детей, с целью автоматизации поставленных звуков в речи.

Формы взаимодействия:

  • Тетрадь взаимосвязи с воспитателями групп для организации коррекционно-развивающей работы.
  • Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми, имеющими нарушения речи
  • по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;
  • по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);
  • по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью;
  • по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.
  • Консультации для воспитателей.
  • Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике речевого развития детей с нарушениями речи.
  • Взаимодействие в работе учителя-логопеда, медработника, воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми, имеющими нарушения речи.
  • Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

Учитель-логопед и педагог-психолог.

Учитель-логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника.

Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.

Учитель-логопед и педагог-психолог, занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению. Педагог-психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только педагог-психолог, но и учитель-логопед. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.

Во-первых, она наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.

Во-вторых, любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.

Тем самым объединяется деятельность психических функций, а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание.

Таким образом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.

В-третьих, чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка установку на успех.

Формы взаимодействия:

  • Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.
  • Совместный поиск путей коррекции поведения детей с нарушениями речи.
  • Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.
  • Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.
  • Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  • Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это положительно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия.

  • Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.
  • Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.
  • Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.
  • Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закреплять с помощью подвижных игр моторные навыки, повышать двигательную активность, совершенствовать просодические компоненты речи. Воспитатель по физической культуре осуществляет решение коррекционно-речевых задач путем использования на занятиях по физкультуре, пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнений на развитие общей моторики, координации движений.

Таким образом, для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо серьёзное взаимодействие всех участников педагогического процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 39 (401) выйдет
23 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год