Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Современные технологии в работе учителя-логопеда.
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Вейсберг Анна Александровна   
16.10.2025 10:35

Современные технологии в работе учителя-логопеда.Современные технологии в работе учителя-логопеда.

Одним из составляющих эффективной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда является активное участие в процессе его подопечных — детей с нарушениями речи. Добиться этого при помощи традиционных методов удаётся не всегда. Поэтому важно искать новые направления, комбинировать привычные средства и приёмы с инновационными для логопедии, развивать новые подходы.

Рассмотрим наиболее популярные инновационные технологии в работе современного логопеда:

1. Песочная терапия.

Песок мягко воздействует на нервные окончания, находящиеся на кончиках пальцев, помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, навыки пространственной ориентации, развивает диалогическую и монологическую речь, расширяет кругозор, стабилизирует эмоциональное состояние.

 

Следует учитывать, что данный метод терапии не рекомендуется использовать в работе с детьми с лёгочными заболеваниями, пылевыми аллергическими реакциями, заболеваниями кожи, психическими заболеваниями и некоторыми другими состояниями.

2. Изо-терапия.

Методика направлена на развитие интеллектуального, творческого и речевого потенциала у детей. Рисование с последующим оречевлением своего рисунка — эффективный приём работы по активизации словаря и развитию связной речи.

3. Сказкотерапия.

В работе логопеда сказкотерапия помогает создать комфортную для ребёнка атмосферу, развить навыки диалогической и монологической речи, усовершенствовать лексико-грамматическую и произносительную стороны речи.

4. Телесно-ориентрованные техники (биоэнергопластика, дыхательные упражнения, упражнения для релаксации)

Телесно-ориентированные техники — это методы, которые используют двигательную активность для коррекции речевых нарушений. Цель — стимулировать развитие психических функций, сформировать умение контролировать действия (движения руками, ногами) и влиять на речевые навыки.

4. Мнемотехники.

Это система приёмов и методов, направленных на улучшение запоминания и воспроизведения информации за счёт схематичного изображения слов, фраз и фрагментов текста. Использование мнемотехники развивает зрительное и слуховое внимание, расширяет словарный запас, развивает грамматический строй речи, формирует навыки связной речи, улучшает память.

5. Локализованная гипер/гипотермия.

Методика направлена на нормализацию тонуса и мышечных реакций с помощью лечебного воздействия тепла, и холода (тёплой воды и льда) на речевые органы и мышцы. Данная технология доказала свою эффективность при синкенезии, гиперсаливации, некоторых формах ДЦП. Однако использование данного метода противопоказано при эпилепсии, воспалительных заболеваниях органов дыхания и аллергии на холод.

6. Аромотерапия.

Использование аромотерапии позволяет создать благоприятную атмосферу на занятии, поддержать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой, способствует быстрому и лёгкому усвоению материала, формирует познавательные процессы, способствует развитию коммуникативных умений, сокращает пропуски занятий по болезни. Применение ароматерапии в логопедической работе должно осуществляться с осторожностью. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, наличие аллергических реакций и противопоказания.

7. Информационно-компьютерные технологии.

ИКТ позволяют подать развивающие и обучающие занятия ярко, красочно и интересно, дети намного охотнее выполняют задания и запоминают материал с помощью компьютера.

Внедрение информационных технологий позволяет учителям-логопедам:

  • повысить результативность занятий;
  • мотивировать ребенка к обучению и исправлению нарушений речи;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • обеспечить наглядность подачи материала (к примеру, детям очень нравится выполнять логоритмические упражнения вслед за сказочными героями);
  • сформировать правильное произношение звуков и слов;
  • усовершенствовать связность речи.

При планировании деятельности с использованием ИКТ необходимо учитывать условия и требования к использованию информационных технологий в образовательном процессе:

  • высокий уровень освещённости
  • чёткое изображение на экране
  • соблюдение оптимального расстояния от экрана до глаз (55-65 см)
  • удобная поза
  • непрерывная продолжительность работы: до 10 минут с детьми 5 лет и до 15 минут с детьми 6-7лет
  • непосредственную образовательную деятельность с использованием ИКТ рекомендовано проводить не более трёх раз в неделю и не чаще одного раза в день.

Современные технологии являются незаменимым инструментом в работе логопеда с детьми. Если у специалиста есть в распоряжении большой спектр методик и технологий, ему значительно проще найти индивидуальный подход к каждому ребенку, что позволит добиться максимально возможных результатов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год