Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста «Учимся играя!» |
Логопедия | |||
Автор: Денисенко Инна Дмитриевна Педак Кристина Павловна | |||
17.01.2025 12:51 | |||
Мастер-класс для родителей на тему: Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста «Учимся играя!» Цель: знакомство родителей с игровыми методами и приемами развития правильного речевого дыхания у детей в домашних условиях. Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнений для развития плавного ротового выдоха. Задачи:
Оборудование: свечи, коробки спичек, игрушечные ворота, коктейльные длинные трубочки, разноцветные птички, сложенные из бумаги, стаканы с водой, мыльные пузыри, ватные шарики, листочки бумаги, надувные игрушки, шары, вертушки, кораблики, таз с водой, яркие бумажные бабочки, снежинки; вертушки; таз с водой, бумажные кораблики, различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; мыльные пузыри, воздушные шары.
Для изготовления дыхательного тренажёра «паука и солнышка»: картонка, зубочистка, коктейльная трубочка, лист бумаги, ножницы, клей, хамуты, дырокол. Длительность: 40-60 минут Предварительная работа: Подготовка к мастер-классу: оформление выставки «Игры для развития речевого дыхания», создание презентации «Учимся играя!» Ход мастер-класса I. Теоретическая часть Что такое речевое дыхание? Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи. Вступительная беседа Добрый вечер, уважаемые родители! «Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание – основа Здоровья и долголетия» К.С. Станиславский Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. А дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Развитие речевого дыхания у ребенка происходит одновременно с развитием речи и завершается к 10 годам. У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно, у детей, имеющих ослабленный вдох и неправильный речевой выдох, как правило, грубо нарушено звукопроизношение. Речевое дыхание существенно отличается от неречевого (физиологического). При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем выдох равен вдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт. Как правило дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Опыт показывает, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания. Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания. Как мы можем заподозрить, что у ребенка не правильное речевое дыхание? Несовершенство речевого дыхания у детей проявляются в следующем:
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономично. Практическая часть Знакомство с пособиями, представленными на выставке «Игры для развития речевого дыхания» и наглядная демонстрация способов работы с ними. 2. Просмотр презентации «Учимся играя!» Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания. предлагаю Вам посмотреть презентацию «Учимся, играя!» и вспомнить условия и правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила. Параметры правильного ротового выдоха
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Теперь я хочу познакомить Вас с играми и пособиями, представленными на выставке, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную целенаправленную струю воздуха. «Вертушка» Предложите ребенку подуть на вертушку, для этого нужно подуть на них. Губы ребенок складывает трубочкой, щеки не раздувает. «Лети, бабочка» Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь. «Сдуй снежинку» Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край языка на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек ватки и длительно дуть целенаправленной воздушной струей по центру на кончик языка, должен слышиться звук «Ф», но не «Х»! Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки. «Буря в стакане» Расскажите ребенку как весело устроить «бурю в стакане». Предложите ребенку с силой подуть через трубочку, опущенную в стакан, наполненный водой! Выдох должен быть ровный и длинный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить. «Плыви, кораблик» Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки. Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков «Мяч, лети!» Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос и с силой подуть на «мячик» так, чтобы он улетел. Щеки надувать нельзя! «День рождения», «Свеча» Для упражнения нам понадобится свеча. Сейчас мы выполним это упражнение, которое поможет вашему ребёнку развить длинный плавный экономный выдох и активизировать мышцы губ. Вам необходимо сделать глубокий, шумный короткий вдох носом. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонилось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким, но длинным выдохом. «Чей пароход дольше гудит» Следующее упражнение так же поможет развить длинный плавный выдох без участия речи, и активизировать мышцы губ. Нам понадобится чистый пузырёк с горлышком небольшого диаметра. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Предлагаю вам упражнение «Погрей руки». Для этого нам понадобятся ладони. Взять вдох через нос пауза и дуть на озябшие руки плавно выдыхая через рот. «Футбол», «Загони мяч в ворота» Эти упражнения поможет выработать длинную направленную воздушную струю. Для этого нам понадобятся ворота, их легко можно сделать из спичечных коробков, кубиков и т.д. Вдох носом. Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик загоняя его в ворота на одном выдохе. Предлагаю вашему вниманию упражнение «Кто дальше загонит мяч?», которое поможет выработать плавную, длинную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого необходимо улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу и как бы произнося длительный звук «Ф» сдуть ватку на край стола. Воздушная струя должна быть узкая. «Надуй игрушку». Сейчас мы выполним это упражнение. Для этого нам понадобятся надувные игрушки и шары. Возьмём воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки или шара. самое распространенное упражнение «Мельница» Предлагаю взять вдох носом, губы трубочкой и плавный длинный выдох. «Мыльные пузыри». Чей пузырь будет лететь дольше. Вдох носом пауза и длинный плавный выдох через рот. «Воздушные шары». Предложите ребенку надуть шарик. Для этого вам понадобятся надувные шары или игрушки. Вдохнем воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки или шара. «Трубочка». Для этого нам понадобятся короткие трубочки, ватные шарики, кусочки бумаги. Возьмите вдох через нос подуйте через короткую трубочку на предмет, плавный длинный выдох. Можно усложнить задание, увеличив расстояние от трубочки до предмета. Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса Заключительная часть Изготовление дыхательного тренажера для развития речевого дыхания своими руками. Обсуждение, обмен мнениями, обратная связь Сегодня мы познакомила вас с играми и упражнениями, которые помогут вам в работе с детьми развивая речевое дыхание. Ведь мама многое может сделать для своего ребёнка Тем самым создать условия для успешности своего малыша в развитии речи. Вы молодцы, хорошо справились с заданиями! Скажите, пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки? Что для вас сегодня было новым? Что было интересным? Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи ваших детей. Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания»
|