Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)
Логопедия
Автор: Салащенко Елена Николаевна   
12.12.2024 22:08

Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)

Салащенко Елена Николаевна-учитель-логопед, старший воспитатель

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

 

Скачать конспект

Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Интеграция О. О.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Оборудование и материалы:

  • картинки лесных зверей
  • магнитная доска
  • схемы для слогового анализа слов
  • «Пазлы слоги»
  • картинки для игры "Составь слово"
  • игра «Типография»
  • игра «Речевые кубики»
  • пазлы «Детёныши диких животных»
  • видео распевки «Белка» и ритм игры «Лесные животные»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1. 1 Работа с пазлами «Дикие животные»

Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики; расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные»

Логопед. Соберите картинки. Скажите, кого вы собрали? Вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь? (Дети собирают пазлы детёнышей диких животных)

1. 2. Упражнение «Думающая шапочка»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

1. 3.Самомассаж

Цель: улучшение общего состояния, прилива бодрости и работоспособности.

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

1. 4.Дыхательная гимнастика. «Голоса животных»

Цель: развитие сильной воздушной струи

Логопед. Давайте вспомним, как дикие животные подают голос.

Дети делают спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет

волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

1. 5.Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики

«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

«Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в

рот.

«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

«Зайка играет на барабане» — улыбнуться, открыть рот. Многократно и

отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот

открыт.

«Волчок заводит моторчик» -открыть рот, язычок за верхними зубами, губы

в улыбке. Во время произнесения звука Др-Др-Др-Др производить

колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык

«чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик

языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов".

2. 1. Беседа о диких животных.

Цель: развитие диалогической речи

Логопед. Мы сегодня отправимся в «Лесную школу». Как вы думаете, кто нас там ждёт? (дети называют детёнышей лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медвежонок, лисёнок, волчонок, барсучонок, лосёнок, зайчонок, ежонок, бельчонок).

Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители. Зверюшки в «Лесной школе просят вас помочь выполнить задания. Поможем им? Кем они будут, когда вырастут? (дети называют: медведем, лисой, волком, барсуком, лосем, зайцем, ежом, белкой).

2. 2. Упражнение «Составь схему»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Логопед. Определите количество слогов в названиях взрослых животных и выложите слоговую схему. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками и выкладывают схему)

Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.

2. 3. Ритм-игра

Цель: развитие чувства ритма.

Логопед. Предлагаю вам вместе со зверятами выполнить ритмическое упражнение «Лесные звери»

2. 4. Игра «В лесной глуши»

Цель: Автоматизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (Образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения)

Логопед. В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит.

Ответы детей: Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса.

Я вижу волчий хвост, значит, за деревом прячется волк.

Я вижу беличью голову, значит, за деревом прячется белка.

Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

2. 5. Упражнение «Речевые кубики»

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с предлогами)

Логопед. А теперь лесные жители просят вас помочь составить предложения о диких животных с тем маленьким словом, схема которого выпадет на кубике. Поможем? (Дети бросают кубик и составляют предложения.) Например: Лось стоит между пнём и деревом. Белка скачет по дереву. Волк притаился около дерева.

2. 6. Подвижная игра «Весёлые зверята»

Цель: Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности»

Логопед. А теперь мы отдохнём, со зверятами играть пойдём

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

Катится колючий ежик.

2. 7. Игра «Пазлы-слоги»

Цель: совершенствование умений составлять слова из слогов и читать.

Логопед. Вспомните, названия животных, которых вы изображали, когда играли в подвижную игру. Можете составить слова из слогов? (Дети составляют названия животных на карточках)

2. 8. Игра «Типография»

Цель: совершенствование умений

Логопед. Отгадайте загадку и напечатайте отгадку.

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

(Волк)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

(Лиса)

3. Итог занятия.

3. 1.Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей

Логопед. Зверята благодарят вас за помощь и предлагают закончить занятие в «Лесной школе» песенкой-распевкой. Вот только нужно отгадать о ком она.

3. 2.Игра «Составь слово»

Цель: Развитие фонематических представлений.

Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»

(дети выделяют первые буквы из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

3. 3.Распевка «Белка»

Цель: развитие чистоты интонации. Совершенствование умения петь естественным голосом. Автоматизация поставленных ранее звуков. Развитие фонематических представлений.

Библиографический список

  1. Агранович З.Е. "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР". – Екатеринбург, 2004.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  3. Нищева Н.В. "Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР". – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год