Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)
Логопедия
Автор: Салащенко Елена Николаевна   
12.12.2024 22:08

Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)Конспект занятия «Лесная школа» для обучающихся с ТНР (подготовительная группа)

Салащенко Елена Николаевна-учитель-логопед, старший воспитатель

Коррекционно-образовательные цели: Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

 

Скачать конспект

Воспитательные цели: Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Интеграция О. О.: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Оборудование и материалы:

  • картинки лесных зверей
  • магнитная доска
  • схемы для слогового анализа слов
  • «Пазлы слоги»
  • картинки для игры "Составь слово"
  • игра «Типография»
  • игра «Речевые кубики»
  • пазлы «Детёныши диких животных»
  • видео распевки «Белка» и ритм игры «Лесные животные»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

1. 1 Работа с пазлами «Дикие животные»

Цель: развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики; расширение и уточнение словаря по теме «Дикие животные»

Логопед. Соберите картинки. Скажите, кого вы собрали? Вы догадались, о ком сегодня пойдёт речь? (Дети собирают пазлы детёнышей диких животных)

1. 2. Упражнение «Думающая шапочка»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

1. 3.Самомассаж

Цель: улучшение общего состояния, прилива бодрости и работоспособности.

Логопед. Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.

Улыбнулись.

Взяли наши ушки,

Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Слушаем внимательно.

Тянем, тянем наши ушки,

Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)

Тянем ушки в стороны,

Чтобы все запомнить здорово.

Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)

Четко произносим каждое слово.

1. 4.Дыхательная гимнастика. «Голоса животных»

Цель: развитие сильной воздушной струи

Логопед. Давайте вспомним, как дикие животные подают голос.

Дети делают спокойный вдох носом, на выдохе произносит [у-у-у] – воет

волк; изображает рычание медведя, тявкание лисы, фырчание ёжика…

1. 5.Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционной моторики

«Зайка»: покусать верхними резцами нижнюю губу.

«Заяц грызёт кочерыжку»: покусывать язык, постепенно втягивая его в

рот.

«Пощёлкать зубами»: как это делает злой волк.

«Хвостик»: покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

«Зайка играет на барабане» — улыбнуться, открыть рот. Многократно и

отчетливо произносить звук: д-д-д-д-д-д, язык упирается в верхние зубы, рот

открыт.

«Волчок заводит моторчик» -открыть рот, язычок за верхними зубами, губы

в улыбке. Во время произнесения звука Др-Др-Др-Др производить

колебательные движения чистым пальчиком из стороны в сторону.

«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык

«чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик

языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

Гимнастика для глаз "Найди названного зверя".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением лесного зверя)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Дикие животные наших лесов".

2. 1. Беседа о диких животных.

Цель: развитие диалогической речи

Логопед. Мы сегодня отправимся в «Лесную школу». Как вы думаете, кто нас там ждёт? (дети называют детёнышей лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медвежонок, лисёнок, волчонок, барсучонок, лосёнок, зайчонок, ежонок, бельчонок).

Логопед. Какие это животные? (Лесные, дикие) Где живут эти животные? (В лесу) Правильно. Все эти животные – лесные жители. Зверюшки в «Лесной школе просят вас помочь выполнить задания. Поможем им? Кем они будут, когда вырастут? (дети называют: медведем, лисой, волком, барсуком, лосем, зайцем, ежом, белкой).

2. 2. Упражнение «Составь схему»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Логопед. Определите количество слогов в названиях взрослых животных и выложите слоговую схему. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками и выкладывают схему)

Слова: барсук, волк, лисенок, кабан, еж, медведица, белка.

2. 3. Ритм-игра

Цель: развитие чувства ритма.

Логопед. Предлагаю вам вместе со зверятами выполнить ритмическое упражнение «Лесные звери»

2. 4. Игра «В лесной глуши»

Цель: Автоматизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (Образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения)

Логопед. В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом значит.

Ответы детей: Я вижу лисью голову, значит, за деревом прячется лиса.

Я вижу волчий хвост, значит, за деревом прячется волк.

Я вижу беличью голову, значит, за деревом прячется белка.

Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

2. 5. Упражнение «Речевые кубики»

Цель: Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с предлогами)

Логопед. А теперь лесные жители просят вас помочь составить предложения о диких животных с тем маленьким словом, схема которого выпадет на кубике. Поможем? (Дети бросают кубик и составляют предложения.) Например: Лось стоит между пнём и деревом. Белка скачет по дереву. Волк притаился около дерева.

2. 6. Подвижная игра «Весёлые зверята»

Цель: Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности»

Логопед. А теперь мы отдохнём, со зверятами играть пойдём

Зайка скачет по кусточкам, Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, Прыгают, согнув руки перед грудью.

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Идут вперевалку.

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

Катится колючий ежик.

2. 7. Игра «Пазлы-слоги»

Цель: совершенствование умений составлять слова из слогов и читать.

Логопед. Вспомните, названия животных, которых вы изображали, когда играли в подвижную игру. Можете составить слова из слогов? (Дети составляют названия животных на карточках)

2. 8. Игра «Типография»

Цель: совершенствование умений

Логопед. Отгадайте загадку и напечатайте отгадку.

Кто зимой холодной

Бродит серый, злой, голодный?

(Волк)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

(Лось)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса!

А зовут ее …

(Лиса)

3. Итог занятия.

3. 1.Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей

Логопед. Зверята благодарят вас за помощь и предлагают закончить занятие в «Лесной школе» песенкой-распевкой. Вот только нужно отгадать о ком она.

3. 2.Игра «Составь слово»

Цель: Развитие фонематических представлений.

Предлагаю сыграть вам в игру «Составь слово»

(дети выделяют первые буквы из слов, изображения которых представлены на картинках на магнитной доске и составляют из них новое слово)

3. 3.Распевка «Белка»

Цель: развитие чистоты интонации. Совершенствование умения петь естественным голосом. Автоматизация поставленных ранее звуков. Развитие фонематических представлений.

Библиографический список

  1. Агранович З.Е. "Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР". – Екатеринбург, 2004.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  3. Нищева Н.В. "Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР". – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год