Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Логопедия
Автор: Мурсалимова Анастасия Владимировна Толокнова Юлия Васильевна   
07.12.2024 14:08

ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Мурсалимова Анастасия Владимировна, учитель-логопед;
  • Толоконова Юлия Васильевна, учитель – логопед

МАДОУ 82 г. Томск

Важнейшей из задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей, так как оно способствует не только развитию речевых способностей, но и непосредственно влияет на их интеллектуальные способности. Двадцать первый век – это время развития компьютерных технологий. Все дети имеют: компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры, но растет количество детей с речевыми нарушениями. Проблема заключается в том, что современная речь ограничивается короткими фразами, предложениями. А речь богатая синонимами, определениями и дополнениями у детей дошкольного возраста является довольно редким явлением. Именно поэтому развитие связной речи является актуальной проблемой в настоящее время.

 

Причины, по которым необходимо развивать связную речь в настоящее время у детей дошкольного возраста:

  • односложная, состоящая из простых предложений речь, которая является так называемой «ситуативной» речью, не позволяет правильно построить распространенное предложение;
  • маленький словарный запаса
  • «засорение» речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений);
  • бедная диалогическая речь, неспособность че7тко и точно формулировать вопросы, строить короткие или длинные ответы;
  • неспособность построить монолог
  • связные высказывания коротки, отличаются непоследовательностью даже если ребе7нок передае7т содержание знакомого текста; они состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных друг с другом;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.
  • отсутствие логического обоснования, утверждений и выводов
  • пропуски, путаница и не понимание грамматического значения предлогов
  • в детской речи практические отсутствуют сложные предлоги «из-за», «из- под»;
  • заменяют одну предложно-падежную конструкцию другой
  • ошибочно употребляют падежное окончание существительного

Дети охотнее занимаются правильным построением фраз, если перед ними визуальная поддержка. В качестве такой опоры используются фразовые конструкторы.

Фразовый конструктор — это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Цель — формирование и развитие связной стороны речи детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Задачи, на которые направлено данное пособие:

  1. Развитие грамматических навыков: Фразовый конструктор помогает детям лучше понять структуру языка, правила построения предложений, а также способствует усвоению грамматических форм и конструкций.
  2. Расширение словарного запаса: Используя различные элементы для создания фраз, дети сталкиваются с новыми словами и выражениями, что способствует обогащению их словарного запаса.
  3. Повышение уверенности в общении: Практика создания фраз позволяет детей дошкольного возраста научиться выражать свои мысли более ясно и уверенно, что важно для уверенного общения.
  4. Развитие креативности: Фразовый конструктор дает возможность экспериментировать с языком, создавая оригинальные и неожиданные комбинации слов, что развивает творческое мышление и креативность.
  5. Применение в различных контекстах: дети учатся адаптировать свои фразы под разные ситуации и темы, что улучшает их навыки адаптации языка в зависимости от контекст общения.
  6. Оптимизация обучения: Фразовый конструктор может сочетать элементы аудирования, говорения и письма, что делает процесс обучения более эффективным и разнообразным.

В состав игр входят персонажи, живые существа, слова-предметы по различным лексическим темам, символы действий (глаголы), слова, выражающие эмоции, и схемы предлогов. Материал подобран по разным темам, что дает возможность обобщать, классифицировать и сравнивать предметы. В игре может принимать участие как один ребе7нок, так и группа детей. В ходе игры ребенок учится составлять предложения разного типа (от простых к сложным) и объединять их в истории.

Сначала детей знакомят с изображениями персонажей, а затем с символами глаголов (слов действий). С помощью фразового конструктора дети учатся составлять простые двусоставные предложения по модели:

существительное + глагол или глагол + существительное (например, мама идет, собака бежит, Саша рисует).

Составление предложений (существительное + глагол + существительное:

«Папа увидел собаку»).

Составление предложений (прилагательное + существительное + глагол: «Зеленый стол стоит»).

Составление предложений с дополнением (прилагательное + существительное + глагол + существительное: «Рыжая кошка пьет молоко»).

Составление предложений с добавлением предлога (существительное +

глагол + предлог + дополнение: «Лампа стоит на столе»).

Составление пятисловных предложений (прилагательное + существительное + глагол + предлог + дополнение: «Красная лампа стоит на столе»).

Составление предложений с использованием союзов, «существительное» + «прилагательное» + «А» + «существительное» + «прилагательное» ( «Помидор красный, а огурец зеленый»); «существительное» + «глагол» + «И» + «существительное» + «глагол» ( «Бутерброд съел и чай выпил»); предложения с элементами подчинения.

Новизна данного опыта по применению фразового конструктора заключается в том, что визуальная опора формирует у ребенка способность планировать и проговаривать последовательность слов в предложении, видеть его структуру. Дети строят предложения самостоятельно или по примеру воспитателя, а также повторяют фразы, сказанные воспитателем или другими детьми. Главное, что дети с удовольствием занимаются построением предложений.

Таким образом, дети дошкольного возраста не заучивают слова и предложения, а формируют языковые навыки. Чтобы повысить интерес детей к данному пособию, в работе используются различные игровые прие7мы, игровые ситуации, элементы соревнования. Практика показала, что данное игровое пособие обогащает словарный запас детей, позволяет запомнить последовательность слов и самостоятельно составить предложение. Данный опыт может быть использован на занятиях в качестве индивидуализации

обучения с применением нестандартных решений и творческих заданий.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год