Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР «В поисках пропавшей буквы» |
Логопедия | |
Автор: Шувалова Ирина Анатольевна | |
22.11.2024 06:32 | |
Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР «В поисках пропавшей буквы» Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с № 24 ст. Медведовской Шувалова И.А. Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое. Цель: формирование звуковой культуры речи, закрепление пройденного материала. Задачи:
Оборудование: магнитная доска и азбука, камешки марблс или декоративные кристаллы, шкатулка, канат, «чудесный мешочек» с овощами, магнитофон с записью птичьего пения: карточки, с изображением птиц, цветовые сигналы звуков, цветы со слогами, карточки с зашифрованными словами, песочница, цветная бумага, ножницы, пластилин, мягкая проволока, цветные карандаши, мозаика.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности Логопед: — Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, а вот с каким вы узнаете, если определите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении. В чайной Чайка с Черепашкой Чаевали Чаем с Чашки. ЧайниЧек – для Черепашки, Чёрный чай для Чайки в Чашке! (это звук [Ч]) Логопед: — Правильно. Это звук [Ч]. Что вы можете сказать об этом звуке? (Ответы детей: звук [Ч] согласный, во рту преграда — язычок упирается в твёрдое нёбо, он мягкий, глухой) Если дети затрудняются, логопед помогает им наводящими вопросами. Развитие фонематического слуха. Игра «Назови словечко» Логопед: — Ребята, предлагаю собрать слова со звуком [Ч] и сложить их в шкатулку. (Дети берут камешки марблс (или декоративные кристаллы) называют слово со звуком [Ч] и кладут камешек в шкатулку) Логопед: — Молодцы, ребята! Смотрите, как много слов мы с вами собрали. Закрепление понятия «Буква». - Про звук [Ч] вы всё правильно сказали, а что же такое буква? (Ответы детей: Буква – это портрет звука; букву можно прочитать, написать, слепить т.д.) Логопед подходит к магнитной доске, на которой находятся изученные буквы. - А кто мне поможет найти букву «Ч»? (дети рассматривают и называют все буквы, но нужной не находят) 2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности. Логопед: — Видимо наша буква «Ч» потерялась…Что же мы будем делать? (нам надо найти букву) - Ну что ж, отправляемся на поиски! Ребята, но по дороге нам могут встретиться различные препятствия, которые надо будет преодолеть. Возможно, они будут не простыми. Вы не испугаетесь? (нет) - Какими мы должны быть, чтобы справиться с трудностями? (ответы детей; сильные, выносливые, умные, дружные) - Тогда нам никакие трудности не страшны! В путь! 3 этап: способствуем реализации детского замысла. Развитие координации движений и общей моторики. Логопед: — А вот и первое препятствие: здесь течет ручей, надо перепрыгнуть через него (на полу лежит канат, дети перепрыгивают через него зигзагами на двух ногах и перемещаются в другую зону). Развитие словообразования, тактильных ощущений. Логопед: — Как вы думаете, куда мы попали? (на огород) - Как вы догадались? (здесь помидоры, огурцы и т.д.) - Как эти предметы называются одним словом? (овощи) Среди овощей лежит конверт, дети находят его и отдают логопеду. Логопед: — Ребята, здесь следующее задание для вас: надо опустить руку в «Чудесный мешочек» и на ощупь отгадать овощ. Затем, надо изменить слово так, чтобы в нём появился звук [Ч] (образование существительных уменьшительно-ласкательной формы: помидор – помидорЧик, огурец – огурЧик и т.д.). Логопед: — С заданием вы здорово справились, но букву мы здесь не нашли. Физминутка, переход в игровую зону. Логопед: — Уходя с огорода, расскажем стих об овощах, а заодно и разомнёмся! В огород пойдём, хоровод заведём (дети идут по кругу, держась за руки) В хоровод возьмём редиску, С ней присядем низко-низко (приседают, держась за руки) В хоровод возьмём морковку И с морковкой спляшем ловко (пляшут, держа руки на поясе) Вверх потянемся с лучком, (тянутся вверх, поднявшись на носочки) Побежим за кабачком (бегут по кругу друг за другом) И поскачем по дорожке, Как зелёные горошки (дети скачут друг за другом и перемещаются в игровую зону) Упражнение на релаксацию. Логопед: — Мы попали с вами в рощу. Давайте немного отдохнем. Сядьте, закройте глаза и послушайте тишину (дети садятся на ковёр, включается запись с пением птиц). Развитие звукового анализа. Логопед: — Мы с вами слышим пение… (птиц) - Каких птиц вы узнали? Каких ещё вы птиц знаете? (ответы детей) Задание для детей: на панно цветовые схемы слов и картинки с изображением птиц. - Подумайте, названия каких птиц здесь «спрятаны» (дети соотносят названия птиц — ласточка, грач, чайка – со звуковыми схемами). - Где находится звук [Ч] в слове «ласточка» — в начале, середине или в конце слова? (в слове «грач», «чайка»). Работа над звуковым синтезом. Логопед: — Посмотрите, какие цветы вокруг нас цветут! Но цветы не простые! Чтобы слово вам узнать Цветочки нужно собирать. Цветок срывается Слог на нём читается Цветы по цвету собирайте И словечки составляйте. Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова (кни-га, лас-тик, тет-радь) Логопед: — Ребята, посмотрите внимательнее, в цветах нет нашей буквы «Ч»? (дети ещё раз внимательно читают слова, но букву «Ч» не находят) - И здесь нет нашей буквы! Ну что ж, продолжаем наши поиски! Развитие координации, переход в следующую зону. Логопед: — Чтобы выйти из рощи, надо пройти по очень узкой тропинке (дети идут друг за другом и переходят в другую зону). Развитие зрительного внимания, звукового анализа и синтеза. На столе лежат карточки с очередным заданием. Логопед: — Какие интересные карточки… что же нам с ними делать? (дети высказывают свои предположения) Логопед: — Подождите, мне на телефон пришло сообщение… Читает: — Цифры по порядку быстро расставляйте Полученное слово вслух вы прочитайте. Каждый ребёнок берёт карточку, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово. Работа над предложением. Логопед: — А теперь придумайте предложение с получившимся словом. (Дети самостоятельно составляют предложения; при необходимости логопед им помогает) - Вы здорово справились с этим заданием! Посмотрите, нет ли в ваших словах буквы «Ч»? (дети внимательно смотрят на карточки, букву не находят). Развитие тактильных ощущений, воображения, релаксация Логопед: — Прежде чем пойти дальше, предлагаю отдохнуть и расслабиться. Логопед подводит детей к песочнице. - Как называется ёмкость, в которой насыпан песок? (песочница) - А где мы ещё можем встретить песок? (на стройке, на море…) - Представьте, что мы с вами отдыхаем на море, греемся на солнышке, лежим на тёплом песочке… - Потрогайте песок. Какой он? (серый, твёрдый, сыпучий и т.д.) Дети опускают руки в песок, пересыпают его из руки в руку, играют с ним и кто-нибудь из ребят находит там букву. - Наконец нашлась наша пропажа! На что похожа буква «Ч»? (Дети рассматривают и ощупывают букву, определяют, из скольких частей она состоит, на что она похожа) 4 этап: способствуем развитию воображения и продуктивной деятельности. Логопед: — Что мы можем сделать, чтобы лучше запомнить букву «Ч»? (Ответы: можем нарисовать и раскрасить её, заштриховать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги, выложить из мозаики или счётных палочек, скрутить из проволоки…) - Выберете себе всё, что вам необходимо для работы. Столы и стулья ставятся так, чтобы детям было удобно работать. Дети берут необходимые предметы, садятся за столы и приступают к работе. Логопед, по мере необходимости, помогает им и подбадривает (Молодец! У тебя хорошо получается! Здорово! Умница!) 5 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности. Логопед: — Ребята, вы сегодня славно потрудились, и я хочу спросить у вас: что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились? А что было самое интересное? (- Спасибо за твоё мнение. Ты прав, было не просто) Логопед: — Самое главное ребята, что вы не испугались трудностей, были собранными, внимательными, дружными и поэтому у вас всё получилось!
|