Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР «В поисках пропавшей буквы»
Логопедия
Автор: Шувалова Ирина Анатольевна   
24.11.2024 06:32

Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР «В поисках пропавшей буквы»Конспект образовательной деятельности для детей с ТНР «В поисках пропавшей буквы»

Подготовила: учитель-логопед МБДОУ д/с № 24 ст. Медведовской Шувалова И.А.

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Цель: формирование звуковой культуры речи, закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о звуке и букве «Ч»
  • совершенствовать фонематический слух: называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • упражнять детей в звуковом анализе, в составлении слов из слогов, в составлении предложений с заданным словом
  • воспитывать у детей уверенность в себе, способствовать развитию самостоятельности, умению работать в команде.

Оборудование: магнитная доска и азбука, камешки марблс или декоративные кристаллы, шкатулка, канат, «чудесный мешочек» с овощами, магнитофон с записью птичьего пения: карточки, с изображением птиц, цветовые сигналы звуков, цветы со слогами, карточки с зашифрованными словами, песочница, цветная бумага, ножницы, пластилин, мягкая проволока, цветные карандаши, мозаика.

 

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Логопед: — Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, а вот с каким вы узнаете, если определите, какой звук чаще всего встречается в стихотворении.

В чайной Чайка с Черепашкой

Чаевали Чаем с Чашки.

ЧайниЧек – для Черепашки,

Чёрный чай для Чайки в Чашке! (это звук [Ч])

Логопед: — Правильно. Это звук [Ч]. Что вы можете сказать об этом звуке? (Ответы детей: звук [Ч] согласный, во рту преграда — язычок упирается в твёрдое нёбо, он мягкий, глухой) Если дети затрудняются, логопед помогает им наводящими вопросами.

Развитие фонематического слуха. Игра «Назови словечко»

Логопед: — Ребята, предлагаю собрать слова со звуком [Ч] и сложить их в шкатулку. (Дети берут камешки марблс (или декоративные кристаллы) называют слово со звуком [Ч] и кладут камешек в шкатулку)

Логопед: — Молодцы, ребята! Смотрите, как много слов мы с вами собрали.

Закрепление понятия «Буква».

- Про звук [Ч] вы всё правильно сказали, а что же такое буква? (Ответы детей: Буква – это портрет звука; букву можно прочитать, написать, слепить т.д.)

Логопед подходит к магнитной доске, на которой находятся изученные буквы.

- А кто мне поможет найти букву «Ч»? (дети рассматривают и называют все буквы, но нужной не находят)

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.

Логопед: — Видимо наша буква «Ч» потерялась…Что же мы будем делать?

(нам надо найти букву)

- Ну что ж, отправляемся на поиски! Ребята, но по дороге нам могут встретиться различные препятствия, которые надо будет преодолеть. Возможно, они будут не простыми. Вы не испугаетесь? (нет)

- Какими мы должны быть, чтобы справиться с трудностями? (ответы детей; сильные, выносливые, умные, дружные)

- Тогда нам никакие трудности не страшны! В путь!

3 этап: способствуем реализации детского замысла.

Развитие координации движений и общей моторики.

Логопед: — А вот и первое препятствие: здесь течет ручей, надо перепрыгнуть через него (на полу лежит канат, дети перепрыгивают через него зигзагами на двух ногах и перемещаются в другую зону).

Развитие словообразования, тактильных ощущений.

Логопед: — Как вы думаете, куда мы попали? (на огород)

- Как вы догадались? (здесь помидоры, огурцы и т.д.)

- Как эти предметы называются одним словом? (овощи)

Среди овощей лежит конверт, дети находят его и отдают логопеду.

Логопед: — Ребята, здесь следующее задание для вас: надо опустить руку в «Чудесный мешочек» и на ощупь отгадать овощ. Затем, надо изменить слово так, чтобы в нём появился звук [Ч] (образование существительных уменьшительно-ласкательной формы: помидор – помидорЧик, огурец – огурЧик и т.д.).

Логопед: — С заданием вы здорово справились, но букву мы здесь не нашли.

Физминутка, переход в игровую зону.

Логопед: — Уходя с огорода, расскажем стих об овощах, а заодно и разомнёмся!

В огород пойдём, хоровод заведём (дети идут по кругу, держась за руки)

В хоровод возьмём редиску,

С ней присядем низко-низко (приседают, держась за руки)

В хоровод возьмём морковку

И с морковкой спляшем ловко (пляшут, держа руки на поясе)

Вверх потянемся с лучком, (тянутся вверх, поднявшись на носочки)

Побежим за кабачком (бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке,

Как зелёные горошки (дети скачут друг за другом и перемещаются в игровую зону)

Упражнение на релаксацию.

Логопед: — Мы попали с вами в рощу. Давайте немного отдохнем. Сядьте, закройте глаза и послушайте тишину (дети садятся на ковёр, включается запись с пением птиц).

Развитие звукового анализа.

Логопед: — Мы с вами слышим пение… (птиц)

- Каких птиц вы узнали? Каких ещё вы птиц знаете? (ответы детей)

Задание для детей: на панно цветовые схемы слов и картинки с изображением птиц.

- Подумайте, названия каких птиц здесь «спрятаны» (дети соотносят названия птиц — ласточка, грач, чайка – со звуковыми схемами).

- Где находится звук [Ч] в слове «ласточка» — в начале, середине или в конце слова? (в слове «грач», «чайка»).

Работа над звуковым синтезом.

Логопед: — Посмотрите, какие цветы вокруг нас цветут! Но цветы не простые!

Чтобы слово вам узнать

Цветочки нужно собирать.

Цветок срывается

Слог на нём читается

Цветы по цвету собирайте

И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова (кни-га, лас-тик, тет-радь)

Логопед: — Ребята, посмотрите внимательнее, в цветах нет нашей буквы «Ч»? (дети ещё раз внимательно читают слова, но букву «Ч» не находят)

- И здесь нет нашей буквы! Ну что ж, продолжаем наши поиски!

Развитие координации, переход в следующую зону.

Логопед: — Чтобы выйти из рощи, надо пройти по очень узкой тропинке (дети идут друг за другом и переходят в другую зону).

Развитие зрительного внимания, звукового анализа и синтеза.

На столе лежат карточки с очередным заданием.

Логопед: — Какие интересные карточки… что же нам с ними делать? (дети высказывают свои предположения)

Логопед: — Подождите, мне на телефон пришло сообщение…

Читает: — Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

Каждый ребёнок берёт карточку, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Работа над предложением.

Логопед: — А теперь придумайте предложение с получившимся словом. (Дети самостоятельно составляют предложения; при необходимости логопед им помогает)

- Вы здорово справились с этим заданием! Посмотрите, нет ли в ваших словах буквы «Ч»? (дети внимательно смотрят на карточки, букву не находят).

Развитие тактильных ощущений, воображения, релаксация

Логопед: — Прежде чем пойти дальше, предлагаю отдохнуть и расслабиться.

Логопед подводит детей к песочнице.

- Как называется ёмкость, в которой насыпан песок? (песочница)

- А где мы ещё можем встретить песок? (на стройке, на море…)

- Представьте, что мы с вами отдыхаем на море, греемся на солнышке, лежим на тёплом песочке…

- Потрогайте песок. Какой он? (серый, твёрдый, сыпучий и т.д.)

Дети опускают руки в песок, пересыпают его из руки в руку, играют с ним и кто-нибудь из ребят находит там букву.

- Наконец нашлась наша пропажа! На что похожа буква «Ч»? (Дети рассматривают и ощупывают букву, определяют, из скольких частей она состоит, на что она похожа)

4 этап: способствуем развитию воображения и продуктивной деятельности.

Логопед: — Что мы можем сделать, чтобы лучше запомнить букву «Ч»? (Ответы: можем нарисовать и раскрасить её, заштриховать, слепить из пластилина, вырезать из бумаги, выложить из мозаики или счётных палочек, скрутить из проволоки…)

- Выберете себе всё, что вам необходимо для работы.

Столы и стулья ставятся так, чтобы детям было удобно работать. Дети берут необходимые предметы, садятся за столы и приступают к работе. Логопед, по мере необходимости, помогает им и подбадривает (Молодец! У тебя хорошо получается! Здорово! Умница!)

5 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

Логопед: — Ребята, вы сегодня славно потрудились, и я хочу спросить у вас: что нового вы сегодня узнали? А что было трудного? Как мы справились? А что было самое интересное? (- Спасибо за твоё мнение. Ты прав, было не просто)

Логопед: — Самое главное ребята, что вы не испугались трудностей, были собранными, внимательными, дружными и поэтому у вас всё получилось!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год