Использование плоскостных пальчиковых кукол из картона на логопедических занятиях |
Логопедия | |||
Автор: Канева Елена Васильевна | |||
21.11.2024 20:17 | |||
Использование плоскостных пальчиковых кукол из картона на логопедических занятиях Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. В детских садах много детей с задержкой речевого развития, с ОНР 2-3 уровней, безречевых детей, ребят с нарушениями звукопроизношения (сложная дислалия, дизартрия). Для развития и коррекции речи, необходимо использовать различные инновационные технологии. Одним из средств активизации и развития речи детей является пальчиковый театр. Существуют различный пальчиковый театр: вязаные игрушки, игрушки из фетра, из оригами и многое другое. В своей работе на индивидуальных логопедических занятиях используем плоскостных пальчиковых кукол из картона. Плоскостные пальчиковые куколки из картона – это фигурки, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку. Материал для изготовления пальчиковых игрушек: плотная цветная принтерная бумага, белая бумага, белый картон, фломастеры, клей ПВА, ножницы. Плоскостные пальчиковые куколки можно распечатать на цветном принтере, а можно сделать совместно с детьми. Распечатать на белой бумаге шаблоны героев сказок, аккуратно раскрасить, наклеить на картон и вырезать. С безречевыми детьми пальчиковые куклы из картона используются, чтобы: -Устанавливать эмоциональный контакт с ребёнком.
-Развивать понимание речи. Преодолевать речевой негативизм (развивать речевую активность, вырабатывать мотивацию к общению). -Развивать речевое звукоподражание. -Формировать у ребёнка первичный словарь, обеспечивающий минимальное общение. -Переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам. Для детей с нарушениями звукопроизношения пальчиковый театр из картона проводится для коррекции нарушенных звуков. Ребёнок выполняет задания героев сказок, тем самым закрепляет звуки в слогах, словах, предложениях. Героями сказок управляет сам ребёнок. Для детей с ОНР плоскостные пальчиковые герои из картона используем для инсценирования русских народных сказок ( «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба»), тем самым развивается связная речь. В процессе манипуляций с фигурками из картона ребенок знакомится и отрабатывает понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий, перед-после, между и т.д. (развивается пространственное восприятие). Кроме того, пальчиковые куклы из картона способствуют развитию мелкой моторики рук, ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену нужна точная, скоординированная работа пальчиков. А развитие мелкой моторики активизирует деятельность головного мозга, в частности, речевых зон, тем самым исчезает монотонность, появляется красивая интонация. От участия в пальчиковом театре дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость и застенчивость. Самодельное пособие можно сделать быстро и малозатратно. Рекомендуем использовать данное пособие воспитателям, родителям, дефектологам и логопедам в ДОУ. Канева Е.В. учитель-логопед МОУ «Сторожевская СОШ структурное подразделение детский сад с. Сторожевск.
|