Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)
Логопедия
Автор: Колмыкова Елена Анатольевна   
18.09.2024 06:16

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)

Колмыкова Елена Анатольевна (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №76 комбинированного вида”, г.о. Саранск)

Планируя появление ребенка, родители представляют его здоровым, умным, гармонично развивающимся. Зачастую, сталкнувшись с проблемами в развитии малыша, взрослые испытывают чувство безысходности и, отчаиваясь, опускают руки. Эмоциональный тупик- это первая реакция родителей на возникшую непростую семейную проблему. Когда эмоции стихают, родители начинают искать способы оказания помощи своему ребенку [1, с. 32]. Именно на этом этапе, учитывая выявленные у ребенка нарушения, важно оказать эффективную поддержку семьи. Грамотно и качественно, а, главное результативно, это смогут сделать только специалисты психолого-педагогического сопровождения: учитель-логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель. Именно при слаженной работе специалистов, не заставят себя ждать первые успехи и победы. Работа сложная, трудоемкая, небыстрая. Однако, правильно выстроив траекторию коррекции, имеет все шансы на результативность [3, с. 161].

 

В нашем ДОО функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). За два года обучения не только воспитанники, но и их родители приобретают знания, умения и навыки по развитию речи, а также всячески содействуют их закреплению и отработке.

Совместная работа педагогов и родителей включает в себя:

  • индивидуальную работу (беседы, анкетирование, консультации, мастер-классы)
  • групповую работу (традиционные родительские собрания, «круглый стол», совместные тематические практикумы, мастер-классы, тренинги, просветительскую деятельность, работу интернет-сообщества).

Во время консультаций по результатам диагностического обследования родители узнают о пробелах в развитии своего ребенка, получают рекомендации и профессиональные советы. Индивидуальные беседы с родителями способствуют установлению доверительтных отношений. Доверие педагогам является необходимым условием для осознания родителями важности командной систематической работы для достижения положительной динамики в коррекции.

Проведение анкетирования дает возможность учителю-логопеду получить более полную информацию о развитии ребенка и грамотно спланировать коррекционную работу, а также выяснить запросы и ожидания родителей, их готовность к сотрудничеству в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Консультирование родителей учителем-логопедом по коррекции речи играет важную роль в вопросах отработки подготовительных упражнений и автоматизации звуков. Для того, чтобы самостоятельное закрепление речевого материала было продуктивным, выполнение упражнений должно быть правильным и четким.

Логопедический мастер-класс проводится с целью ознакомления родителей с коррекционно-развивающими играми и игровыми приемами, направленными на формирование артикуляционных укладов, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также мелкой моторики рук [2, c. 84 ].

Говоря о групповой работе, нельзя не сказать о традиционных родительских собраниях, на которых родители знакомятся с направлениями работы. В ходе таких встреч, я стараюсь включать активные обсуждения, рассматривать предложения по вопросам плодотворного сотрудничества. В конце родительских собраний, с целью закрепления основной информации, предлагаю тематические буклеты или памятки.

«Круглый стол» помогает рассмотреть, обсудить, а затем сделать правильный вывод по предложенной теме. В ходе такого варианта взаимодействия, часто находятся ответы на сложные, казалось бы, тупиковые вопросы.

В своей работе я практикую совместные детско-родительские встречи (собрания, тематические беседы и пр.) Такие встречи сближают детей и родителей, мотивируют и стимулируют к совместной деятельности.

Практикум – практическая проработка теоретической информации. Цель практикумов – показать и научить. Здесь все основывается на практических советах, показах, совместных действиях. Родителям полезно не только услышать и увидеть, как играть в игру, но и проиграть ее самим.

Логопедический тренинг в своей работе я использую для привлечения внимания родителей к игровому взаимодействию с детьми, а также для стимулирования и развития речевых составляющих: артикуляции звуков, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильного формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, а также развития пальчиковой моторики.

С целью просвещения родителей я использую:

  • наглядный материал в речевом стенде «Советы логопеда»
  • интернет-сообщества ( «Советы учителя-логопеда» на сайте ДОО), социальные сети ( «ВКонтакте» и др.)
  • совместное творчество по проектной деятельности.

Информация на стенде обновляется еженедельно, в соответствии с лексической и звуковой темой.

На официальном сайте ДОО, а также в социальных сетях я веду раздел “Советы учителя-логопеда”. Важно отметить, что использование сети Интернет в качестве информационного источника максимально соответствует требованиям современных родителей: это экономит время, информация доступна круглосуточно и предусмотрена обратная связь со специалистом.

Проектная деятельность в ДОО разнообразна и целенаправленна, в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом. Это и развитие фонематического восприятия, и грамматическое оформление фраз, и качество звукопроизношения, и развитие связной речи. Каждое направление в рамках проекта прорабатывается более глубоко, и, что не маловажно, в тесном сотрудничестве учителя-логопеда, родителей и детей. Это сближает всех участников образовательного процесса, повышает заинтересованность родителей в процессе общей коррекционно-развивающей работы по преодолению речевого недоразвития детей.

Ежедневной и незаменимой формой взаимодействия учителя-логопеда и родителей является тетрадь для домашних заданий и рекомендаций. Выполняя домашние задания с детьми, родители автоматически включаются в коррекционно-развивающий процесс, становятся его активными участниками.

За два года сотрудничества всех участников образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности, данная практика доказывает свою эффективность: в различных направлениях:

  • у родителей и детей появился интерес к речевым заданиям
  • у детей отмечается более прочное усвоение речевого материала
  • повысился уровень речевого развития воспитанников
  • возросла компетентность родителей в коррекционно-развивающей работе по преодолению речевых нарушений у детей.

В результате проводимой работы учителя-логопеда с родителями и воспитанниками с ОНР осуществляется качественная подготовка к следующей ступени образовательного цикла- обучению в школе, а также укрепляется эмоциональная близость в отношениях «родитель — ребенок».

В заключении важно отметить, что благодаря эффективному сотрудничеству учителя-логопеда и родителей, удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам с ОНР преодолеть сложные речевые нарушения.

Список используемой литературы

  1. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи: учебное пособие / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — Москва: Сфера, 2019. — 64 с. – Текст: непосредственный.
  2. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Л.С. Вакуленко. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  3. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева— Санкт-Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2020. – 240 с. – Текст: непосредственный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год