Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)
Логопедия
Автор: Колмыкова Елена Анатольевна   
18.09.2024 06:16

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОУ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТНР (ОНР)

Колмыкова Елена Анатольевна (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №76 комбинированного вида”, г.о. Саранск)

Планируя появление ребенка, родители представляют его здоровым, умным, гармонично развивающимся. Зачастую, сталкнувшись с проблемами в развитии малыша, взрослые испытывают чувство безысходности и, отчаиваясь, опускают руки. Эмоциональный тупик- это первая реакция родителей на возникшую непростую семейную проблему. Когда эмоции стихают, родители начинают искать способы оказания помощи своему ребенку [1, с. 32]. Именно на этом этапе, учитывая выявленные у ребенка нарушения, важно оказать эффективную поддержку семьи. Грамотно и качественно, а, главное результативно, это смогут сделать только специалисты психолого-педагогического сопровождения: учитель-логопед, педагог-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель. Именно при слаженной работе специалистов, не заставят себя ждать первые успехи и победы. Работа сложная, трудоемкая, небыстрая. Однако, правильно выстроив траекторию коррекции, имеет все шансы на результативность [3, с. 161].

 

В нашем ДОО функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). За два года обучения не только воспитанники, но и их родители приобретают знания, умения и навыки по развитию речи, а также всячески содействуют их закреплению и отработке.

Совместная работа педагогов и родителей включает в себя:

  • индивидуальную работу (беседы, анкетирование, консультации, мастер-классы)
  • групповую работу (традиционные родительские собрания, «круглый стол», совместные тематические практикумы, мастер-классы, тренинги, просветительскую деятельность, работу интернет-сообщества).

Во время консультаций по результатам диагностического обследования родители узнают о пробелах в развитии своего ребенка, получают рекомендации и профессиональные советы. Индивидуальные беседы с родителями способствуют установлению доверительтных отношений. Доверие педагогам является необходимым условием для осознания родителями важности командной систематической работы для достижения положительной динамики в коррекции.

Проведение анкетирования дает возможность учителю-логопеду получить более полную информацию о развитии ребенка и грамотно спланировать коррекционную работу, а также выяснить запросы и ожидания родителей, их готовность к сотрудничеству в ходе воспитательно-образовательного процесса.

Консультирование родителей учителем-логопедом по коррекции речи играет важную роль в вопросах отработки подготовительных упражнений и автоматизации звуков. Для того, чтобы самостоятельное закрепление речевого материала было продуктивным, выполнение упражнений должно быть правильным и четким.

Логопедический мастер-класс проводится с целью ознакомления родителей с коррекционно-развивающими играми и игровыми приемами, направленными на формирование артикуляционных укладов, речевого дыхания, фонематического восприятия, а также мелкой моторики рук [2, c. 84 ].

Говоря о групповой работе, нельзя не сказать о традиционных родительских собраниях, на которых родители знакомятся с направлениями работы. В ходе таких встреч, я стараюсь включать активные обсуждения, рассматривать предложения по вопросам плодотворного сотрудничества. В конце родительских собраний, с целью закрепления основной информации, предлагаю тематические буклеты или памятки.

«Круглый стол» помогает рассмотреть, обсудить, а затем сделать правильный вывод по предложенной теме. В ходе такого варианта взаимодействия, часто находятся ответы на сложные, казалось бы, тупиковые вопросы.

В своей работе я практикую совместные детско-родительские встречи (собрания, тематические беседы и пр.) Такие встречи сближают детей и родителей, мотивируют и стимулируют к совместной деятельности.

Практикум – практическая проработка теоретической информации. Цель практикумов – показать и научить. Здесь все основывается на практических советах, показах, совместных действиях. Родителям полезно не только услышать и увидеть, как играть в игру, но и проиграть ее самим.

Логопедический тренинг в своей работе я использую для привлечения внимания родителей к игровому взаимодействию с детьми, а также для стимулирования и развития речевых составляющих: артикуляции звуков, речевого дыхания, фонематического восприятия, правильного формирования лексико-грамматических категорий, связной речи, а также развития пальчиковой моторики.

С целью просвещения родителей я использую:

  • наглядный материал в речевом стенде «Советы логопеда»
  • интернет-сообщества ( «Советы учителя-логопеда» на сайте ДОО), социальные сети ( «ВКонтакте» и др.)
  • совместное творчество по проектной деятельности.

Информация на стенде обновляется еженедельно, в соответствии с лексической и звуковой темой.

На официальном сайте ДОО, а также в социальных сетях я веду раздел “Советы учителя-логопеда”. Важно отметить, что использование сети Интернет в качестве информационного источника максимально соответствует требованиям современных родителей: это экономит время, информация доступна круглосуточно и предусмотрена обратная связь со специалистом.

Проектная деятельность в ДОО разнообразна и целенаправленна, в зависимости от задач, поставленных учителем-логопедом. Это и развитие фонематического восприятия, и грамматическое оформление фраз, и качество звукопроизношения, и развитие связной речи. Каждое направление в рамках проекта прорабатывается более глубоко, и, что не маловажно, в тесном сотрудничестве учителя-логопеда, родителей и детей. Это сближает всех участников образовательного процесса, повышает заинтересованность родителей в процессе общей коррекционно-развивающей работы по преодолению речевого недоразвития детей.

Ежедневной и незаменимой формой взаимодействия учителя-логопеда и родителей является тетрадь для домашних заданий и рекомендаций. Выполняя домашние задания с детьми, родители автоматически включаются в коррекционно-развивающий процесс, становятся его активными участниками.

За два года сотрудничества всех участников образовательного процесса в условиях группы компенсирующей направленности, данная практика доказывает свою эффективность: в различных направлениях:

  • у родителей и детей появился интерес к речевым заданиям
  • у детей отмечается более прочное усвоение речевого материала
  • повысился уровень речевого развития воспитанников
  • возросла компетентность родителей в коррекционно-развивающей работе по преодолению речевых нарушений у детей.

В результате проводимой работы учителя-логопеда с родителями и воспитанниками с ОНР осуществляется качественная подготовка к следующей ступени образовательного цикла- обучению в школе, а также укрепляется эмоциональная близость в отношениях «родитель — ребенок».

В заключении важно отметить, что благодаря эффективному сотрудничеству учителя-логопеда и родителей, удаётся своевременно и качественно помочь дошкольникам с ОНР преодолеть сложные речевые нарушения.

Список используемой литературы

  1. Бачина, О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи: учебное пособие / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. — Москва: Сфера, 2019. — 64 с. – Текст: непосредственный.
  2. Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Л.С. Вакуленко. — Санкт-Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный.
  3. Нищева, Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева— Санкт-Петербург: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2020. – 240 с. – Текст: непосредственный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год