Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по формированию звукового анализа и синтеза «В поисках сокровищ»
Логопедия
Автор: Бгатова Ирина Евгеньевна Квитка Анна Александровна Адамова Анна Витальевна   
18.06.2024 21:32

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по формированию звукового анализа и синтеза «В поисках сокровищ»Конспект фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ОНР по формированию звукового анализа и синтеза «В поисках сокровищ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

Районный конкурс методических разработок педагогических и руководящих работников МДОУ Дзержинского района

Направление: Содержание дошкольного образования по освоению детьми образовательных областей

Номинация: Конспект НОД

Авторы:

  • Квитка Анна Александровна воспитатель МОУ детского сада № 10;
  • Адамова Анна Витальевна учитель — логопед МОУ детского сада № 10;
  • Бгатова Ирина Евгеньевна ст. воспитатель МОУ детского сада № 10;

Волгоград, 2024

Тема: Звук [п], [п’], буква П.

Цель: создание условий для формирования звукового анализа на базе изучения звука [п], [п’].

Задачи:

 

Скачать конспект

Коррекционно — образовательные:

  • закреплять правильную артикуляцию и произношение звуков [п] [п’]
  • способствовать обогащению словарного запаса
  • закреплять умение производить характеристику звуков [п], [п’] по схеме
  • осуществлять закрепление ранее изученных гласных звуков [а], [и], [о], [у]
  • способствовать совершенствованию анализа слогов по типу «ап-па», слова «Папа»
  • совершенствовать навык чтения и анализа слогов прямых и обратных
  • совершенствовать навык осуществления звукового анализа слогов и слов с опорой на картинный материал
  • совершенствовать навыки связного высказывания
  • закреплять образ буквы П в речи и на письме.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать процессы фонематической сферы, слух и восприятие
  • способствовать развитию мышления, памяти, интонационных компонентов оформления речи
  • развивать мелкую и общую моторику
  • развивать логическую составляющую мышления, а также внимание
  • развивать восприятие слуховое вкупе со зрительным.

Коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать навык слушать и слышать своего оппонента
  • воспитывать увлечённость, старательность по отношению к занятиям
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  • воспитывать любовь и стремление к чтению.

Оборудование: картинки с наименованием слогов, иллюстративный физический материал, коробочка со специальными фишками для осуществления звукового анализа, доска и маркеры, схематические изображения, буква П проиллюстрированная на доске, контейнеры с водой, буквы из пластилина, удочка, настенное обучающее панно «Бабочки», авторское дидактическое пособие «Гусеница», музыкальная композиция к стихотворению Г. Сапгира «Журавлиная книга», индикаторы настроения (смайлики).

Методы, технологии: метод звуко — буквенного анализа, структурный метод, здоровьесберегающие технологии.

Ход занятия:

I. Организационный этап.

Воспитатель: Мне стало известно, что Анна Витальевна (логопед) спрятала сокровище и оставила карту, по которой мы можем его найти.

-Вам интересно отправиться на его поиски? (ответы детей)

- Предлагаю рассмотреть карту поиска. К карте прикреплены конверты с номерами 1,2, 3, 4, 5, 6. Как вы считаете, что в них? Дети предлагают свои варианты. Воспитатель дает свои комментарии на ответы детей.

Это интересно! Замечательное предположение! Предположу, что здесь задания, чтобы мы с вами отыскали сокровище и при этом весело и интересно провели время, предлагаю составить план поиска. Какие будут предложения? На листе бумаги составляем интеллект-карту, дети добавляют свои варианты того, что нам нужно для поиска и отображают это на листе в виде рисунков. Всё что дети нарисовали они берут с собой. Воспитатель, зная какие предметы им пригодятся в поиске, подсказывает и направляет с ответами. Не отвергая личные ответы детей, все ответы фиксируются на листе.

Приложение 1 (фото)

Конверт 1 «Стихотворение» (Осуществление характеристики звуков [п], [п’]).

Папа положил под полку.

Прекрасный подарок на праздник.

Какой первый звук в словах вы слышите чаще всего, давайте повторим их? Дети повторяют слова со звуком [п]

Верно, в поиске сокровищ звук [п] очень важен.

Давайте произнесём звук [п], что вы замечаете (происходит сжимание и разжимание губ) Дети дают ответы.

Получается ли пропеть звук [п]? Дети отвечают, что нет. Если дети сомневаются попросить их пропеть, чтобы они сами смогли прочувствовать и прийти к правильному ответу.

Что у нас получается, звук [п] гласный или же согласный? Ответы детей. Логопед и воспитатель с детьми даёт характеристику звукам [п], [п’]

А теперь положите свою руку на горло и попробуйте сказать звук [п], горлышко молчит или дрожит? (молчит) Дети дают свои ответы.

Получается звук [п] какой глухой или звонкий? (глухой) Дети отвечают.

А как вы думаете, звук [п’] какой? (мягкий) Дети отвечают.

А теперь давайте скажем какой всё-таки звук [п’]? (согласный, мягкий, глухой) Дети отвечают.

На письме звук [п] обозначается буквой П. Воспитатель показывает букву П.

Нарисуйте ее в воздухе. Дети вместе с воспитателем рисуют.

Продолжаем наш путь. Посмотрите на карту, куда нам двигаться дальше? Дети внимательно смотрят и говорят свои ответы. Двигаемся в этом направлении и находим…2 конверт.

Конверт 2 «Поймай все буквы П» (развитие моторики, обогащение словаря)

Нужно выловить все буквы П из воды, не касаясь воды руками. Перед детьми контейнер с водой на дне которого лежат буквы из пластилина.

Ну, и задачка у нас не простая! Как нам с ней справиться? Дети думают и приходят к ответу, что с помощью ложки (палочек, карандашей итд) можно выловить буквы. Радуются, когда у них это получилось.

У нас получилось выловить все буквы. Какие вы молодцы! Ева, сколько букв П ты выловила? А ты Гриша? Андрюша? Дети считают и проверяют правильные ли буквы они достали. Если нет, то ненужные буквы мы возвращаем в воду и достаем оставшиеся буквы П.

А теперь давайте с вами составим слова с нашей буквой П в начале. Дети вспоминают слова с буквой П в начале.

Продолжаем путь, куда нам двигаться дальше? Дети смотрят на карту и отправляются к бабочкам. В группе настенное панно с бабочками на крылышках, которых есть буквы.

Конверт 3 «Прилетела бабочка» (развитие фонематических процессов, просодических компонентов)

Как много красивых бабочек, а какие у них буквы на крылышках? Дети смотрят на стену с бабочками, отвечают.

В задании сказано, что нужно прочитать слоги, на которые сядет бабочка. На конце палочки цветок в середине П, воспитатель подносит цветок к бабочке и дети читают слоги (па, пе, пу, пи и пр.)

Приложение 2 (фото)

Давайте сначала тихо проговорим наши слоги, чтобы не пугать бабочек. А теперь чуть громче произнесём с вами. А теперь очень громко и чётко скажем наши слоги. Какие вы молодцы! Дети следуют инструкциям.

Теперь составим слова с нашими слогами. Если у детей есть затруднения, педагог может загадать то или иное слово с определённым слогом и дать возможность детям отгадать это слово и чётко с интонацией выделить слог в слове со звуком [п], [п’]

Как вы считаете, мы справились с этим заданием? Дети отвечают.

Молодцы, мы отлично поработали.

Теперь отправляемся дальше. Дети двигаются к конверту 4

Конверт 4 «Чудесная коробочка» (формирование процессов звукового анализа и синтеза)

Давайте посмотрим на карту, куда нам дальше нужно направиться? Дети передвигаются к столам.

Давайте с вами возьмём нашу звуковую коробочку и послушаем меня внимательно. Дети садятся за столы.

Приложение 3 (фото)

Сейчас мы соединим звуки в слоги и покажем, каким цветом они обозначаются. Дети совместно с педагогом составляют слог «па».

Возьмите фишки нужных цветов из нашей звуковой коробочки и покажите, каким кружочком мы обозначим звук [п]? СинимПочему? Дети поясняют, что звук п твёрдый А каким обозначим звук [а]? Красным Почему? Дети поясняют, что звук а твёрдый.

Давайте выложим кружочки к слогу «па». Дети выкладывают за столом кружочки нужных цветов.

Молодцы, а если я скажу два раза слог «па», то какое слово у нас получится «Слово папа».

Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь давайте с вами разберём слово «папа». Дети по инструкции педагога осуществляют звуковой анализ.

Мы уже выполнили столько заданий, предлагаю немного отдохнуть под музыку.

Музыкальная разминка «Повторяй за мной» Звучит мелодия и дети повторяют движения за педагогами, затем музыка идет на ускорение (для эмоциональной разгрузки). Дети в хорошем настроении и с улыбкой. Всем нужен отдых, мы отдохнули и продолжаем. Что же следующее на карте? Дети говорят, что мы почти нашли сокровище.

Дальше дети двигаются к столу и видят конверт 5.

Конверт 5 «Путаница» (развитие фонематических процессов, связного высказывания, обогащение словаря).

Посмотрите, что же у нас в конверте? Дети открывают конверт, а педагог проговаривает задание

В конверте все картинки перепутались. Нам нужно понять, где картинки с твёрдым звуком [п], а где с мягким звуком [пь]. У нас есть озорная гусеница, которая поможет разделить наши картинки. Обратите внимание, на гуcенице есть синее и зеленое поле.

Каждый из вас возьмёт любую картинку, назовёт её и прикрепит на поле нужного цвета.

На столерасположены картинки со звуками п, пь, Детям предлагается взять любую картинку и определить, какой в слове звук, твёрдый или мягкий. Затем дети крепят картинки на подходящее поле Гусеницы. При затруднении логопед задаёт наводящие вопросы.

Приложение 4 (фото)

Ребята, подумайте, где в наших словах, которые мы разместиле на Гусенице находится звук [п], [п’] в начале, середине или конце. Дети определяют расположение звука в слове.

Друзья, мы отлично справляемся с заданиями. Последнее задание нас ждет в кабинете у Анны Витальевны (логопед). Отправляемся в путь!

Чтобы наш путь был веселее, споём с вами песенку. Дети с радостью и интересом спускаются в кабинет под музыкальное сопровождение, пропевая строчки из стихотворения Г.Сапгира «Журавлиная книга»:

«В это время Пеликан

Прилетел из разных стран.

Он разинул клюв широкий

И прочел такие строки:

— ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД

ПРЯМО К ПРИСТАHИ ПЛЫВЕТ».

Конверт 6 «Создай свою букву П».

В кабинете детей встречает логопед. Осталось одно задание, я вижу вам уже не терпится приступить к нему. Так? Дети отвечают.

Ваша задача выложить букву П из чего захотите (крышки, кубики, карандаши и пр.). Подумали, из чего будете создавать свою букву? Ах да, времени у нас всего 3 минуты. Время пошло. Анна Витальевна переворачивает песочные часы, и дети начинают расходиться по кабинету в поиске материала для своей буквы.

Ураа! Вы справились! Предлагаю всем вместе рассмотреть красивые и интересные буквы. Дети обходят все буквы и обсуждают их.

Приложение 5

Мы справились с заданием и добрались до последнего этапа, а это значит …? Правильно, вы завершаете поиски сокровище. Что же это? Дети достают сверток из сундука, разворачивают. Это книга «ПеппиДлинный чулок». Вы заметили что-нибудь необычное в имени нашей новой героини. Дети проговаривают, что в имени есть звуки [п], [п’].

Совершенно верно, в имени нашей книги есть звук [п], [п’].

А как вы думаете, почему именно книгу мы можем назвать сокровищем? Дети отвечают, потому что книга даёт знания, помогает узнать новое.

Книга-это самое ценное сокровище ведь в ней много загадочного, удивительного и интересного. Книга помогает открыть для нас новый мир знаний и чудес.

Воспитатель и логопед задают стимулирующие вопросы для осмысления общего результата и анализа деталей:

Что помогло нам найти сокровище?

Какой этап из карты у вас вызвал затруднения?

Какое задание в конвертах было самое интересное?

Вспомните, какие звуки встречались нам сегодня при поиске сокровища?

Что было самое смешное?

Что бы вы хотели сказать друг другу? А какое у вас настроение?

Ребята дают ответы и показывают на кубике, какое у них настроение (кубик со смайликами). Сегодня вы работали дружной слаженной командой.

Воспитатель и логопед протягивает свою руку, ладонью вверх и говорят: «Один за всех…» Дети по очереди кладут свои руки ладонью вниз, на руки педагогов и хором говорят: «И все за одного!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год