Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию
Логопедия
Автор: Криворучко Ольга Николаевна   
27.05.2024 20:58

Использование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалиюИспользование игр на разных этапах работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию

Моторная алалия – это тяжелое речевое нарушение, которое затрагивает все компоненты речи (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связную речь) и неречевые процессы, в период формирования речи до трёх лет. Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками с алалией необходимо придерживаться определенной системы коррекционной работы, в основе которой лежит наглядность, доступность, последовательность и индивидуальный подход. Очень важно осуществлять принцип от простого к сложному. Методику логопедического воздействия важно подбирать, исходя из возможностей ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка с речевыми нарушениями является игра, которая требует специфического формирования, поэтому в работу с дошкольниками важно включать игровые приёмы и разнообразные игры.

Для каждого ребенка с моторной алалией подбирается индивидуальный речевой материал, используются разнообразные игрушки, картинки и реальные предметы.

Целесообразно выделить несколько этапов в работе с дошкольниками с моторной алалией – один подготовительный и три основных.

 

1 этап. Целью его является установление контакта с ребенком и вовлечение его в совместную деятельность, а также развитие неречевого и речевого подражания. На этом этапе используются различные игры, предусматривающие эмоциональное, предметное и игровое взаимодействие, в частности очень нравятся дошкольникам бабенские вкладные грибочки, разнообразные конструкторы лего (методика Лусс Т.В.), фетровые и текстильные лэпбуки, бизиборды, а также игры по правилам: с машинками, с мячом, с водой, с кинетическим песком, с природным материалом (каштанами, желудями и т.д.); физкультминутки, прыжки, ходьба, подъемы и спуски с лесенки.

Развитие неречевого подражания происходит на основе:

  • развития общей моторики. Например, подвижная игра «Прыгаем как зайчики, ходим как медвежата, как цапли». Дети изображают зайцев, медведей, цапель, выполняют простые физкультурные упражнения
  • драматизация стихов с помощью руки ребенка. Например, игра со словом «Поехали». (Поехали, с орехами, к дедке за репкой, большой. Вот какой! На последней фразе ребёнок разводит руки в стороны)
  • упражнения пальчиковой гимнастики. Целесообразно начинать с упражнений для кистей рук, давая ребенку самые простые задания, такие как «Пальчики здороваются», «Сжать пальцы в кулачки», поочередно разгибать пальцы из сжатого кулачка, а также русские народные игры со словом «сорока-белобока». Далее целесообразно предлагать увлекательные задания с шерстяными нитками, которые можно порезать и быстро выложить из них увлекательные рисунки
  • упражнения артикуляционной моторики: «Лягушка», «Лапаточка» и т.д.
  • дыхательно-голосовые упражнения, например, «Понюхай цветок», «Погрей ручки»; «Покажи, как воет волк» (включаются элементы речевого подражания).

2 этап. Его целью является развитие и коррекция внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости и распределения).

Общее внимание можно развивать на материале, который предназначен для развития зрительного, пространственного восприятия и наглядно-образного мышления.

Игры для формирования зрительного восприятия: «Узнай по силуэту», «Кто это?», «Что это?», «Наложение предметов друг на друга», «Дорисуй половинку», «Обведи игрушку, машинку и т.д.». Важно, чтобы ребенок обвел пунктирный рисунок. Используются также вкладыши, матрешки, с постоянным усложнением.

Ребята учатся строить по образцу из кубиков, палочек, камушков марблс, а также элементов лего по открытому образцу и по памяти. Используется и свободное конструирование. Дети собирают картинки из кубиков (2-х, 3-х, 4-х, 5-и, 6-и частей), а также пазлы.

Все действия сопровождаются комментирующей речью педагога, включающую в себя предварительную, сопровождающую и итоговую работу. Это важно для развития понимания речи и регуляции поведения ребенка с моторной алалией. Во время любой игровой деятельности (при условии, что не будет слишком сильного шума от других воспитанников) можно включать аудиосказки, что побуждает ребёнка вслушиваться в красивую и правильную речь. Очень полезно ребенку с алалией слушать стихи, так как в стихах есть ритм, необходимый для стимуляции речевого высказывания. Очень полезно сопряжение стихов с движениями ребенка. Например, в ходе игры «Слушай внимательно и показывай» воспитаннику предлагается слушать чтение стихотворение «Бычок» Барто А.Л. и показывать, как ходит бычок. Важно, чтобы малыш повторял за взрослым последнее слово или слог в строчке стиха.

Для развития неречевого слуха можно использовать следующие игры: «Кто поёт?», «Что поёт?», Угадай, кто пел сначала, а кто потом?», «Угадай, почему ударили?», Угадай, кто рычит?» (большой медведь или маленький медвежонок?). В подобных играх отрабатывается высота и сила голоса. Также предлагаются игры с отхлопыванием ритма, такие как «Сделай, как я», Хлопни столько раз, как я».

Развитие понимания речи осуществляется с помощью игр: «Покажи, кто стоит», «Покажи, кто бежит», «Покажи, где лежит кубик (в коробке)», «Где лежит карандаш (на коробке)».

3 этап. В ходе его происходит дальнейшее развитие неречевых процессов, зрительной и слуховой памяти. На третьем этапе учебный материал (наглядный и речевой) усложняется. Для развития зрительной и слуховой памяти используются игры: «Расставь игрушки так, как я скажу», «Сделай, как было», Найди такие же картинки», «Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки спрятались в картинке?». На этом этапе происходит развитие слухового восприятия при помощи игр «Угадай звук», «Поймай звук» и т.д. Развитию слухоречевой памяти и фонематического восприятия помогает игра «Повторяй за мной» (повторение ребенком ряда гласных звуков и ряда слогов). Слоговая структура слова формируется по методике Марковой А.К.. Выделяются четырнадцать классов слоговых структур, каждый класс отрабатывается поэтапно. Работа осуществляется с двусложных слов, состоящих из одинаковых слогов, затем применяются двусложные слова с ударением на первом слоге (вата, Ната); с ударением на втором слоге (вода), отрабатываются не только существительные, но и глаголы (иди, беги, пою, мою и т.д.) и словосочетания (отхлопай слова, повторяй за мной, прошагай, как я и т.д.). Отработанные слова включаются во фразы. Используются игры «Кто это?», «Что это?». Отработанные слова включаются в работу по словоизменению, начиная с винительного падежа;, используются игры «Магазин» (Мама, купи воду.); «Попроси» (Мама, дай вату.).

4 этап. На этом этапе коррекционная работа строится с усложнением материала по следующим разделам:

  • развитие фонематического восприятия и слухоречевой памяти
  • работа над слоговой структурой
  • поэтапная отработка грамматических категорий (глаголы единственного и множественного числа)
  • уточнение звуков раннего онтогенеза, подготовка артикуляционного аппарата, развитие словаря, а также развитие связной речи.

Придерживаясь этих условных этапов и используя игровые упражнения и приемы, а также разнообразные игры, можно достичь более эффективных результатов в работе с дошкольниками с тяжелой речевой патологией, как алалия.

Литература.

  1. Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный авторский подход. – М., изд. «ГРИФОН», 2022 г.
  2. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М., 1997 г.
  3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – М., изд. КАРО, 2021 г.
  4. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – М., изд. КАРО, 2024 г.
  5. Ковшиков В.А. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. – М., изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023 г.
  6. Лусс Т.В. С лего станем мы сильней: пособие по обучению игре в лего для педагогов-дефектологов, родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. / Ассоциация национальный мониторинг; Союз социальной защиты детей. – М., 2009 г.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. – М., 1961 г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год