Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Элементы сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда. Дидактическое пособие «Сенсорбокс»
Логопедия
Автор: Калмыкова Юлия Алексеевна   
15.02.2024 17:35

Элементы сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда. Дидактическое пособие «Сенсорбокс»Элементы сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда. Дидактическое пособие «Сенсорбокс»

Учебно-наглядное пособие «Сенсорбокс» разработано и предназначено для использования в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки обоснована важностью формирования сенсорных чувств как предпосылки дальнейшей успешной психологической деятельности ребёнка. Сенсорное воспитание – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений. На базе этих процессов формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное развитие, умение совершать успешную психологическую деятельность. Поэтому своевременное формирование сенсорных чувств у детей крайне важно.

Цель учебно-наглядного пособия – реализация диагностического и коррекционно-педагогического направления в работе учителя-логопеда, в том числе в рамках осуществления деятельности службы ранней помощи, посредством игровых заданий с использованием дидактических материалов, позволяющих постепенно формировать сенсорные эталоны, развивать логическое мышление ребёнка, коммуникативные навыки и речь, аналитические способности, зрительную, тактильную память, творческое воображение, мелкую моторику, силу и направленность воздушной струи, стимулирующих развитие важнейших психических процессов. Безусловно, главная цель – развитие всех компонентов речи с опорой на речевой и сенсорный опыт: умение слушать и говорить, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

Доступность и практическая направленность пособия позволяет педагогам и родителям эффективно использовать его в общении с ребёнком, помогает сформировать их представление о природе разных предметов.

Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению. Ранняя помощь ребенку создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы — профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте.

 

Ведущим направлением в моей работе как учителя-логопеда с родителями воспитанников раннего возраста является консультативно-диагностическое и информационно-методическое направление:

  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста
  • консультирование и информирование родителей об услугах, предоставляемых дошкольной организацией
  • помощь в создание дома соответствующей развивающей среды и обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими риск нарушения развития
  • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

С помощью пособия «Сенсорбокс» осуществляется оценка основных областей развития ребёнка раннего возраста (познавательная, социально-эмоциональная, двигательная, коммуникативная и речевая). А при систематической работе (по данным рекомендациям на основе результатов диагностики) с материалами данного пособия у детей раннего возраста вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы.

Используя пособие в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста формируем восприятие и изучение общего, целостного вида предмета; разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.); изучаем расположение частей и мелких деталей предмета в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.); обобщая полученную информацию, закрепляем её тактильными ощущениями.

Использование в работе пособия «Сенсорбокс» способствует накоплению ребёнком через игру сенсорных представлений, знакомит с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, звуками (шумами) и звучанием родной речи.

Дети старшего дошкольного возраста начинают грамотно выстраивать своё высказывание, формируется произвольная монологическая речь и абстрактные понятия. К 5-7 годам у ребёнка формируется словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки. Используя материалы пособия формируем удетейстаршего дошкольного возраста умение создавать и описывать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

В методических рекомендациях к учебно-наглядному пособию «Сенсорбокс» представлены широкий спектр заданий с использованием материалов каждого блока в виде кратких инструкций. Это способствует тому, что педагог может варьировать задания, продумывать дополнительные наводящие вопросы. При желании педагог может использовать дополнительный наглядный материал. Например, набор предметов, различающихся на ощупь (гладкий, бархатный, шершавый, пушистый и т.д.) и при сжатии (твёрдый, мягкий, упругий и т.д.). Первоначально при организации игр и упражнений они должны сопровождаться более подробными комментариями, образцом выполнения. Постепенно, когда ребёнок освоит игру, достаточно просто объявить название. Педагог должен стремиться максимально учитывать и использовать жизненный и речевой опыт ребёнка.

Работа с пособием предполагает индивидуальную работу. Можно предлагать ребёнку выполнять некоторые задания частично. Объём подачи материала педагог может регулировать по своему желанию, учитывая возможности детей. Например, при классификации предметов по определённому признаку достаточно рассмотреть 3-4 примера.

Материалы пособия можно использовать в самостоятельной деятельности детей (предметно-игровое манипулирование), в совместной деятельности педагога или родителя для развития познавательного интереса. Возможно внесение дополнительного материала для поддержания интереса к деятельности или решения более сложных задач.

Перед предъявлением ребёнку задания из любого блока ему даётся инструкция. Каждый раз важно выяснить, понимает ли ребёнок словесную инструкцию и делает ли попытки её понять (вслушивается, просит повторить), дослушивает ли до конца или начинает выполнять задание, удерживает ли в памяти.

Педагогу важно отмечать характер деятельности при выполнении задания (формально или с интересом), степень стойкости возникшего интереса. Педагог может отметить целенаправленность деятельности ребёнка, способы решения предложенных задач, сосредоточенность и работоспособность, умеет ли ребёнок в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью. Потому что, чем выше эта способность, тем значительнее обучаемость ребёнка. Целесообразно отметить реакцию ребёнка на результаты работы, способность дать оценку своей работе и общую эмоциональную реакцию на общение.

Семья — это главный заказчик и союзник в воспитании. Наша главная задача в этом направлении: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьёй, качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Включить родителей их в образовательный процесс способствует использование игр и упражнений данного пособия. Ознакомив родителей с методикой проведения игр и упражнений, я предлагаю закрепить знания и умения в домашних условиях. Рекомендуется в ходе игровой деятельности с материалами дидактического пособия максимально использовать речь (достаточно громкую, внятную, доступную для понимания) и сенсорно-моторные движения (побуждать ребёнка сжимать, гладить, тереть, проводить по контуру, по поверхности и т.д., говорить, что он видит, слышит, осязает). Объясняю родителям, что речь производит закрепляющий эффект – ребёнок получает новые знания, систематизирует их и обозначает тем или иным словом, даёт названия, описывает. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления стали основными критериями положительной оценки этого средства развития умственных качеств детей.

Только тесный контакт в работе специалистов дошкольной организации и родителей может способствовать устранению различных проблем в дошкольном возрасте, а,значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.

Апробация учебно-наглядного пособия «Сенсорбокс» показала, что технология работы с материалами пособия способствует данной заинтересованности у педагогов и родителей и формирует у воспитанников интерес, познавательную и речевую активность, даёт возможность приобрести необходимые навыки и умения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год