Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Шалости для радости. (Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики).
Логопедия
Автор: Якуничева Анна Игоревна   
21.01.2024 10:10

Шалости для радости. (Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики).Шалости для радости. (Нетрадиционные приемы артикуляционной гимнастики).

Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по артикуляционной гимнастике. Как часто логопед слышит от родителей, что ребёнку надоели однообразные упражнения? Предлагаем Вашему вниманию нетрадиционное выполнение артикуляционных упражнений.

Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Выполнять артикуляционные упражнения надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4 — 5. При выборе упражнений надо учитывать степень их сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику желательно эмоционально. Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное, порой даже скучное занятие, которым можно и не заниматься. Как же выполнять артикуляционную гимнастику дома, чтобы ребенку она была интересна? Я вам отвечаю – весело и с удовольствием. Для этого, в дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям, Вам предлагаются нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

 

скачать конспект

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях.

Задачи:

  • формировать представление у родителей о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям

-расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

Для их выполнения упражнений вам понадобятся:

1. Посуда:

  • Блюдца 2 штуки
  • Чашки 2 штуки

2. Продукты:

  • Чупа-чупс мини размера
  • Ванильные сушки
  • Ванильная соломка
  • Мармеладные червячки
  • Рельефное печенье
  • Чай или вода (любой напиток, не противопоказанный ребенку)

3. Влажные или бумажные салфетки на ваш выбор.

Итак, приступаем к выполнению упражнений.

  • «Держи крепче»

Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку, сушку) на языке, языком на губе, на щеке, между губой и носом. И наоборот, пытаться «забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая сопротивление мышц губ, языка.

  • «Бусинки»

Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

  • «Сладкий футбол»

Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую карамельку и т.д.

  • «Вкусное варенье»

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

  • «Ах, как вкусно»

Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печенья, сахара, леденцов и, просим ребёнка облизать поверхность тарелки

  • «Рыбалка»

Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а крошки – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

  • «Красивое печенье»

Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на фигурном печенье.

  • «Коровка»

Даём ребёнку, если это не противопоказано, мягкую жевательную резинку или жевательную конфету в виде большого кома и просим его пожевать. Большой комок жевательной резинки разжевать сложно, поэтому ребёнок будет разрабатывать челюсти, работать языком, сглатывать слюни т. д., т. е. активизировать подвижные органы артикуляции.

  • «Жевательная конфета»

Ребёнок разжёвывает жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, малыш отрабатывает произвольный подъём языка вверх.

  • «Яблочко»

Ребёнку кладём кусочек яблочка за щеку и просим языком вытащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.

  • «Чашечка»

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

  • «Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом)

Неожиданно, но круглый сладкий чупа-чупс — прекрасный логопедический тренажер. Лучше всего подходит мини размер этих леденцов. Разверните конфетку и давайте немного поиграем. Во время упражнений, обязательно, находитесь рядом с ребенком! Итак:

- сжать чупа-чупс губами и попробовать его удержать 5-10 секунд.

- удерживая чупа-чупс губами, попробовать подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.

- приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

- поднять широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

- двигать леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

  • «Колечко на крючок»

Упражнение с ванильными сушками. Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10).

  • «Птенчик в гнезде»

В небольшую ванильную, гладкую сушку поместить губы полностью. Губы – птенчик, а сушка – гнездо. Забавно будет, если получится подвигать губами, изображая голодного птенца.

После «вкусных упражнений» у вас наверняка останутся несъедобные фантики, трубочки, коробочки и прочее. А ведь и их можно использовать для гимнастики!

  • Положите небольшой фантик на нос и попытайтесь сдуть его.
  • Скатайте из фантика шарик, положите его в коробочку. А теперь возьмите трубочку от чупа-чупаса и подуйте из неё шарик. Вот вы уже играете в аэро-футбол! Кто больше забьет голов в противоположные ворота?

Сначала при выполнении упражнений у детей наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата, могут напрягаться даже пальцы рук. Таким образом, малыши пытаются сконцентрироваться и, в некоторой степени, скомпенсировать мимические несовершенства. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Это значит, что речь становится более внятной, чёткой и красивой! А сколько радости и приятных впечатлений останется у детей, если мама и папа, а с ними и все члены семьи станут выполнять эти весёлые, а главное полезные для всех упражнения!

Желаем Вам радости и красивой речи!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год